Губернатор Валентина Матвиенко твердо решила создать музей великого поэта. Городских денег на это не хватило, и потому будущему музею найден частный инвестор. По сведениям «В кризис.ру» им стала Группа Компаний «Центр Долевого Строительства». Но «ЦДС» признаваться в благотворительности не спешит. Мы попытались выяснить, что же на самом деле происходит сейчас с квартирой Бродского и кто этот таинственный инвестор.
С созданием в Петербурге музея Иосифа Бродского, который является нобелевским лауреатом, сложилась парадоксальная ситуация. Еще живы люди, знавшие поэта, сохранились не только его личные вещи, но и квартира. По заверениям специалистов, она сохранила в себе тот же облик. За создание музея выступает даже губернатор Валентина Матвиенко, что само уже по себе много значит: во времена вертикали власти любое слово главы города практически равно закону. Но тут, что называется, нашла коса на камень: закон столкнулся с частной собственностью. Расселять коммуналку, где когда-то жил Иосиф Бродский, начали уже давно, и большая ее часть сейчас находится в распоряжении фонда по созданию музея Иосифа Бродского. Но оставшиеся жильцы решили, что им выпал счастливый билет, и уступать свою недвижимость по рыночной цене не желают.
Валентина Матвиенко 25 мая попыталась усовестить их публично: «Жильцам были предложены уникальные условия, — сказала она на заседании правительства, — предлагались отдельные квартиры в центре города, предлагался выкуп этих комнат по рыночной цене… Но, к сожалению, их позиция абсолютно неадекватная. И я, пользуясь такой возможностью, присутствием средств массовой информации, имею возможность обратиться к жителям Петербурга, которые проживают в двух комнатах (две семьи, а, вернее, там два человека, в квартире, где жил Бродский). Попросить их все-таки проявить свою гражданскую ответственность, показать, что они истинные петербуржцы, что они также дорожат памятью великих людей истории нашего города и согласиться на те, действительно, очень хорошие условия, которые им предложил город».
Но, однако, жильцы хотели больше, чем мог предложить им сиятельный Петербург, и потому в деле появился частный капитал. Как стало известно «В кризис.ру», одна из петербургских строительных компаний обратилась в администрацию города за поддержкой. Губернатор согласилась компании помочь, но в свою очередь выдвинула условие: компания должна помочь городу с расселением последних двух комнат в квартире Иосифа Бродского. Бизнесмены согласились на это.
Насколько нам известно, строительная компания, собирающаяся помочь с выкупом помещений для музея — это ГК «ЦДС». Она была образована в 1999 году и сумела из небольшой фирмы дорасти до крупной инвестиционно- строительной группы, осуществляющей все функции строительного цикла. По состоянию на II квартал 2010 года, как сообщает сайт ГК «ЦДС», в активе компании 12 объектов в стадии реализации и 4 — в стадии проектирования, в том числе 2 проекта комплексного освоения территорий (квартальная застройка), общей площадью более 2 500 000 м2.
Однако в самой компании признаваться в таком добром деле не спешат.
«Кто такое сказал? – на вопрос «В кризис.ру» о помощи в создании музея Бродского ответил директор по развитию ГК «ЦДС» Вячеслав Лазарев, — ничего подобного нет. Я, по крайней мере, ничего об этом не знаю».
Не спешили комментировать эту новость и в пресс-службе Валентины Матвиенко. В комитете по культуре правительства Петербурга нам сказали, что дело с выкупом оставшихся комнат на месте не стоит, но подробности, в отсутствии своего шефа Антона Губанкова, сообщать не стали.
Пока успехи по созданию музея до неприличия напоминают памятник Бродскому во дворе филологического факультета СПб.
В свою очередь источники из литературных кругов сообщили нам, что выкупать две комнаты будет частный инвестор.
Полторы комнаты Иосифа Бродского
Подтвердил эту информацию нам и председатель фонда создания музея Иосифа Бродского, его друг Михаил Мильчик.
«Частный владелец, к сожалению, использует повышенный интерес к его комнате, чтобы повышать цену. Там, действительно, остались два жильца, с одним из которых сейчас ведутся активные переговоры, и у меня есть надежда, что закончатся они удачно», — сообщил он.
Выкуп квартиры, по словам Михаила Исаевича, происходит на деньги нескольких частных инвесторов, в том числе и «ЦДС». Основную же часть квартиры фонд выкупил с помощью «Альфа-банка». Выкуп длится настолько долго, что к созданию музея уже все готово.
« Собственно музеефицировать мы хотим только те «полторы комнаты», где жила семья Бродских, — говорит Михаил Мильчик, — Благодаря тому, что мною, в день отъезда Иосифа, сделано много фотографий его комнаты, а после смерти его отца, Александра Ивановича Бродского, точно так же я сфотографировал подробно большую комнату, комнату родителей. Это дает возможность с предельной точностью воссоздать интерьер квартиры».
Нет проблем и с личными вещами: библиотека Бродских, без исключения, сохранилась и находится сегодня в музее Ахматовой в Фонтанном доме. Сохранился и письменный стол поэта, и ряд предметов интерьера, и различных мемориальных предметов семьи.
«Стены, потолок и прочее сохранились без всяких изменений, — говорит Михаил Мильчик, — и мы имеем редчайшую, уникальную возможность восстановить интерьер с предельной точностью, без домысливаний и аналогов. В музейной практике это редчайший случай.
В будущем музее останутся и черты коммунальной квартиры: например, общая кухня, которая пребывает в «первозданном» состоянии, коридор и т.д. Планируется не просто ремонт, а «реставрационный», который поможет законсервировать дух и обстановку советской коммуналки.
В остальных комнатах расположится историко-литературная экспозиция о жизни Бродского и нон-конформистской культуре Ленинграда 60-80-х годов XX века. В музее будет можно послушать как голос Бродского, так и другие голоса ленинградских поэтов и писателей той эпохи, посмотреть уникальное видео. По сути, планируется создать первый в Петербурге «интерактивный» музей, экспозиция которого во много раз больше того, что «развешано по стенам». Это не просто планы распорядителей фонда, а уже документ: комитет по культуре выделил деньги на создание концепции музея, которая все это и предусматривает. Так же в планах распорядителей фонда предусмотреть в этом музее и литературные встречи, выступления современных критиков, поэтов и писателей.
«Это не будет «мертвый» музей – «руками не трогать», — говорит Михаил Мильчик.
Фонд, выкупив квартиру, планирует передать ее городу на определенных условиях. Условия понятны: здесь должен быть музей. В Петербурге в Музее Ахматовой в Фонтанном доме уже есть «Американский кабинет Иосифа Бродского». Хотя сейчас и планируется, что новый музей станет филиалом ахматовского, «американский кабинет», как нас заверила его хранитель Ирина Боброва, останется на своем месте. Так что в городе, где Бродский жил, по собственному выражению, в «полутора комнатах», будет полтора его музея. Если, конечно, жильцы уступят бизнесменам. Но авторитет Валентины Матвиенко позволяет нам на это надеяться.