Сегодня в Петербурге открывается Международный экономический форум. В этом году впервые в нем примет участие делегация республики Южная Осетия. Возглавит ее премьер-министр Вадим Бровцев. Приглашение председателю правительства Южной Осетии направлено от имени председателя оргкомитета форума, министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. В преддверии визита в Петербург глава южноосетинского правительства ответил на вопросы политического обозревателя «В Кризис.ру» Алексея Яушева. Вадим Владимирович рассказал о внутриполитических конфликтах, о восстановлении республики, об информационной кампании, развернутой против него и о том, какую роль в его судьбе сыграл премьер-министр Владимир Путин
— Вадим Владимирович, Вас называют наместником Москвы в Южной Осетии, некоторые даже на римский манер проконсулом. Вы сами себя ощущаете в этой роли?
— В настоящее время я себя ощущаю Председателем Правительства Южной Осетии. Это очень ответственная должность. Работать приходится от зари до зари, но работа здесь необычайно важная. Необходима максимальная концентрация сил для того, чтобы преодолеть те разрушения и преодолеть те проблемы, которые возникли вследствие двадцатилетней блокады Южной Осетии, закончившейся грузинской агрессией в августе 2008 года. Против югоосетинского народа воевала не только Грузия, а вся мощнейшая идеологическая машина Запада. Разрушения здесь были тотальные. И в таких сложных условиях работать на восстановление этой небольшой страны — почетная обязанность, если хотите, долг гражданина России помочь братскому народу, который оказался в большой беде.
— Против Вас в некоторых республиканских СМИ и в российской прессе была развязана информационная кампании. После этого вы подали в суд на ряд изданий. Как вы думаете, кто стоит за этой информационной кампанией?
— Приехав в Южную Осетию, я, по правде говоря, не ожидал, что по мере того, как будет активизироваться моя работа в сфере строительно-восстановительных работ, будет расти не благодарность, а наоборот, деструктивная критика. Вероятно, это кому-то нужно. Первоначально не обращал на это никакого внимания, полагая, что свобода слова допускает оппозиционные точки зрения. Со временем дезинформация в печати стала раздражать. А после того, когда в некоторых информационных изданиях начала распространяться тотальная ложь, я вынужден был обратиться в суд с исками по защите своей чести и деловой репутации.
— Мешала ли эта информационная кампания работать?
— В определенной степени, да, поскольку отвлекала от решения важных хозяйственных задач.
— После встречи с российским премьером Владимиром Путиным критика в ваш адрес прекратилась, и южноосетинский парламент прекратил попытки снять вас. А какова роль Владимира Путина в вашей судьбе?
— Прежде всего, о Владимире Путине. В моей судьбе роль Владимира Путина неразрывно связана с той ролью, которую он уже сыграл в восстановлении России. С его именем навсегда будет связано то, что после трагических 90-х годов удалось восстановить управление страной и направить ее развитие в конструктивное русло. Это смелый, честный и ответственный человек, и, убежден, что он еще очень многое сделает для нашего Отечества такого, что можно будет сравнить с героическими поступками.
В отношении югоосетинского Парламента. Вы говорите, что он прекратил попытки снять меня с должности. Это не совсем так. Парламент Южной Осетии оказался достойной организацией с точки зрения определения правовых путей в решении любых задач. Я действительно приглашался с отчетом на заседание Парламента. Отчет состоялся. При этом были отдельные критические оценки в отношение Правительства, и даже призывы оказать ему недоверие. Однако Парламентом принято абсолютно правильное решение – назначена комиссия по выяснению того, что делает Правительство хорошо, а что — плохо. Я рад, что не мои слова, а, надеюсь, объективное заключение комиссии еще раз покажет правильность, объективность и честность работы Правительства в сложнейших современных условиях восстановления Южной Осетии.
— В этом году делегация Южной Осетии будет впервые присутствовать на Международном экономическом форуме в Петербурге. Какие надежды вы возлагаете на свой визит в наш город?
— Для нас приглашение для участия в «Русском Давосе» явилось приятной неожиданностью, которая быстро переросла в ответственность за участие в этом Форуме. На Форуме я попытаюсь донести до мировой бизнес-элиты реальные формы и методы восстановления Южной Осетии, рассказать об огромных потенциальных возможностях развития этой страны, а также попытаюсь убедить деловые круги участвовать в инвестировании многочисленных проектов в РЮО, поскольку это в настоящее время необычайно взаимовыгодно и важно.
— А петербургский бизнес стремится в Южную Осетию?
— Одной из задач моего участия в Форуме – познакомиться с наиболее яркими представителями петербургского бизнеса и привлечь их к работе в Южной Осетии. Как мне это удастся сделать, можно будет судить спустя некоторое время после завершения Форума.
— Вадим Владимирович, Вы по национальности русский. А каково вообще работать русским в республике?
— Это вопрос предельно общий. Если также обобщающее отвечать, то в целом нормально. Работа есть работа. И кто хорошо работает, к тому и отношение хорошее, независимо от национальности. Югоосетинский народ видит в России и каждом русском, россиянине своих братьев. И это не просто слова. Теплые дружеские отношения, особенно проявляющиеся у простых людей, — норма, которая не подвергается сомнению. В то же время, в деловых взаимоотношениях не исключены коллизии и метаморфозы. Но это касается частных, производственных, правовых и других аналогичных проблем. В масс-медиа меня иногда пытаются представить «варягом». Однако, работая среди местных жителей, я все больше ощущаю себя «своим» среди них, и горжусь, что могу помочь восстановить из разрухи эту страну, которая и для меня теперь стала родной.
— Недавно в республике широко отмечался день России. А как вы думаете, какова вероятность того, что Южная Осетия войдет в состав Российской Федерации? Тем более что 90% проживающих на ее территории — это граждане России.
— Я являюсь руководителем Правительства, то есть исполнительной власти. Мне очень сложно говорить о вероятности изменения существующих межгосударственных отношений. Но при этом точно знаю и убежден, что Южная Осетия всегда останется в дружественных отношениях с Российской Федерацией. И такие взаимоотношения дружбы, сотрудничества и братства необходимо поддерживать с обеих сторон.
— Как вы оцениваете внешнеполитическую деятельность правительства Южной Осетии? Нуждается ли она в активизации и что для этого делается? Когда Южноосетинский паспорт будут признавать во всем мире?
— В настоящее время идут процессы экономической, политической, социальной и даже идеологической идентификации страны в современном мире. В зависимости от того, в какой степени эффективно будут проходить эти процессы, зависит и степень признания Южной Осетии другими странами и мировым сообществом в целом. В настоящее время могу с уверенностью сказать, что внутренняя и внешняя политика Республики Южная Осетия адекватна той ситуации, в которой вынуждена развиваться наша страна.
— Стоит ли ожидать в ближайшее время новых признаний Южной Осетии и Абхазии?
— В мои обязанности входит управлять процессами восстановления страны. Это, в свою очередь, также работает на авторитет молодого государства, не признавать которое будет просто невозможным. Признала Южную Осетию Великая Россия, признают эту страну и другие страны. Проблема здесь не в «цене вопроса», а во времени.
— По какому сценарию, на Ваш взгляд, будут развиваться отношения между Южной Осетией и Грузией ближайшие два-три года?
— С режимом Саакашвили, который принес столько бед, страданий и многочисленных жертв югоосетинскому народу, сотрудничать будет почти невозможно. Однако грузинский народ также страдает от этого режима. Будут прогрессивные изменения в Грузии, соответственно будут создаваться и условиях взаимовыгодных отношений с Южной Осетией.
— Есть ли у Южной Осетии возможности создать полноценную национальную экономику или республика будет существовать фактически как обычный хронически дотационный российский регион?
— Мне неоднократно приходилось обращать внимание на то, что тысячелетняя история югоосетинского народа закалила его в той степени, что он в состоянии выстоять и в сложных метаморфозах современной жизни. Рано или поздно страна преодолеет разруху, и люди будут жить достойно и спокойно. Потенциальные возможности для развития экономики Южной Осетии — необычайно большие. Особенно в производстве экологически чистых продуктов питания, питьевой воды, рекреационных услуг, развития многих других отраслей промышленности и сельского хозяйства. Собственно, наше Правительство сегодня и работает на то, чтобы создать в Южной Осетии полноценную национальную экономику.
— В вашу задачу также входит и контроль за российскими деньгами, которые идут в республику из российского бюджета. Как он осуществляется?
— Это не совсем правильно, то, что в мои обязанности входит контроль за российскими деньгами. Существует соответствующие договоренности между Министерствами финансов России и Южной Осетии о контроле за использованием выделяемых средств. Более того, фактически ежемесячно соответствующими российскими структурами осуществляется мониторинг за целевым расходованием российских средств в РЮО. Все это делается открыто и гласно.
— Сейчас российские власти уделяют повышенное внимание развитию малого бизнеса. Каким вы видите развитие бизнеса в Южной Осетии?
— Для Южной Осетии развитие малого бизнеса – особо актуально. Это не только расширение системы материального производства, но и максимальное преодоление безработицы. Нами разработаны специальные программы по его стимулированию. Эти программы уже работают. Более того, повсеместно пытаемся малому бизнесу создать соответствующие преференции. Полагаю, будущее развитие бизнеса в Южной Осетии является очень перспективным.
— Сейчас в республике восстановлены всего 110 индивидуальных домов. Между тем комплексный план восстановления предполагал, что к концу прошлого года будут восстановлены 322 дома. Схожие проблемы и с многоквартирными домами: к концу прошлого года планировалось восстановить 283 объекта, но к концу апреля были сданы лишь 85 из них. В чем причина задержек? Ваши оппоненты обвиняют в срыве сдачи домов вашу команду.
Наше Правительство не работает и года. Но за это время мы максимально осуществили завершение ранее начатого строительства. В значительной степени расширены социальные программы, направленные на повышение жизнеобеспечения людей. Восстанавливаются не только индивидуальные дома, но и школы, больницы, другие общественные учреждения. Восстанавливается работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта и связи, других объектов инфраструктуры. Все это строится в комплексе, с максимальной отдачей. И, убежден, что в ближайшее время основные проблемы с восстановлением разрушенной экономики будут решены. Отставания в строительстве имеют место, и они вызваны не только причинами недостаточного освоения выделяемых средств, но и многими другими проблемами, которые годами не решались ранее. Но они преодолимы и не носят системного характера. Южная Осетия с неизбежностью будет восстановлена и еще покажет всему миру цивилизованные формы организации общественной жизни. Приглашаю Вас посетить эту уникальную страну, познакомиться с ее замечательными людьми, и Вы в этом сами убедитесь.