В минувшие выходные премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на встрече с деятелями культуры, озвучил свою позицию по вопросу реализации в Петербурге амбициозного проекта «Охта центр» с высотной доминантой. По его словам, горожанам следовало бы обратить внимание на крупнейшие западноевропейские культурные и деловые центры, такие как Париж и Лондон, где давно развивается современная архитектура.
Премьер Владимир Путин в прошедшие выходные присутствовал на мероприятиях, посвященных 307-летию Петербурга. На встрече с деятелями культуры, в том числе с оппозиционно настроенными Юрием Шевчуком и Олегом Басилашвили, ему был задан актуальный для судьбы города вопрос об «Охта центре». Премьер не стал отвечать прямо, но, по общему впечатлению собравшихся, дал понять: ему проект импонирует.
«Я сейчас не буду говорить свое окончательное мнение по поводу этой башни: не хочу его формулировать публично. Это должны решить городские власти — это очевидно. Разумеется, в таких случаях, в диалоге с общественностью. Это очевидный факт. Вы знаете, мы очень часто, почти всегда, унижая свое собственное национальное достоинство, все время сравниваем себя с нашими западными соседями, и все время говорим, что мы хуже. Давайте посмотрим, что в Лондоне. Давайте посмотрим, как в Париже. Центр Помпиду как построен? Что находится в середине Лувра? … это в мире везде есть. Есть защитники такой философии развития градостроительной среды», — заявил председатель правительства.
При этом Владимир Путин подчеркнул, что в ходе принятия решений о строительстве необходимо соблюдать законодательство. «Имеется в виду соблюдение закона всеми — и властями, и рядовыми гражданами, представителями различных органов власти и управления», — отметил премьер.
Как считает петербургский политолог Валерий Островский, в обсуждении строительства «Охта центра» представители петербургской либеральной интеллигенции вновь показали себя как самые тоталитарно мыслящие люди:
«Эта встреча еще раз показала, что российская лево-либеральная интеллигенция — это люди, мыслящие абсолютно тоталитарно. Во-первых, они считают, что правда всегда и во всем, а равно и всегда — на их стороне. Они не умеют слушать другую сторону. А во-вторых, оппозиционеры уверены, что все должен решать добрый царь, вождь, диктатор. На мой взгляд, Путин в своих высказываниях на тему строительства «Охта центра» был тысячекратно более демократичен, чем российская лево-либеральная тусовка и ее представители. Что касается его позиции в отношении «Охта центра», то она была прогнозируема. Он сказал то, что может сказать в его ситуации должностное лицо».
Добавим, что в последнее десятилетие в Европе, действительно, было реализовано несколько крупных и интересных современных проектов. Среди них, например, 40-этажный небоскреб «Сент-Мэри Экс 30» (возведен в 2001-2004 году). Его автор – знаменитый архитектор Норман Фостер, проект получил несколько крупных международных премий.
Похожий проект Torre Agbar (38 этажей) был реализован в Барселоне в 2005 году. Все здание обшито разноцветными металлическими панелями, в которых расположено около 4000 устройств освещения, использующих светодиодные технологии.
В Париже, которому именно дух новаций подарил Эйфелеву башню (она, как и «Охта центр», вызывала много протестов у защитников исторического облика города, а теперь является символом города), также можно найти много интересных современных проектов. Так, например, целый район французской столицы Дефанс невдалеке от исторического центра планируется застроить небоскребами и зданиями авангардной формы.
Небоскреб должен появиться даже в Праге (в последнее время этот город бурно развивается как общественный и деловой европейский центр). Креативное бюро Bjarke Ingels Group хочет построить здание в форме буквы «W».