В минувший четверг президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что выступает за развитие индустрии российских компьютерных игр. Государственные органы отреагировали молниеносно: уже сегодня стало известно, что Минкомсвязи РФ просит правительство выделить деньги на реализацию проекта по созданию шести серий военных игр-симуляторов. Разработкой проекта займется московская компания 1C.

Как сообщается, полная стоимость проекта составит 720 млн руб. Из них 500 млн рублей Минкомсвязи просит у правительства. Еще 200 млн руб. вложит сама 1С. Оставшиеся 20 млн руб. предоставит Ханты-Мансийский автономный округ, власти которого являются одним из инициаторов проекта.

Целей у проекта несколько. По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, он может дать ощутимые результаты в подготовке нового поколения программистов и закрепить позиции России на мировом рынке. Кроме того, проект может стать основой для создания обучающих симуляторов для пилотов. Во-первых, игра будет стимулировать интерес к российским компьютерным играм со стороны подростков и молодежи. С другой стороны, ее можно будет использовать для патриотического воспитания.

Отметим, что во многих развитых странах (например, во Франции) компьютерные игры уже давно признаны частью культуры и их финансирование осуществляется государством – также, как финансируется киноиндустрия, музыкальный бизнес и т.п. Первые 4 места по развитию этой отрасли в мире занимают Япония, Франция, США и Великобритания. Впрочем, российские разработчики тоже не отстают. Программисты из российской Nival делали, например, такой масштабный проект как Heroes V. По некоторым оценкам, компания заработала на этом около $10 млн — все инвестиции окупились всего за 2 месяца.

Сколько?

Эксперты отмечают, что оценить стоимость создания хорошей качественней игры тяжело. «Основная проблема всех тренажеров-симуляторов — это физика, поэтому сумма вложений зависит от того, насколько должна будет прорабатываться игра», — рассказывает директор компании «Тэсонэро» Антон Зенцов.

По оценкам аналитика «Финам Менеджмент» Анны Зайцевой, наиболее успешные игры создавались с бюджетами порядка $50-60 млн – это без учета рекламных кампаний, которые порой достигают по стоимости $200 млн. Еще по $200 тысяч уходит на локализацию в каждом из регионов. «Очень многое зависит и от того, создается ли игра на основе уже готового игрового движка или же он разрабатывается с нуля. Расходы на его разработку могут составлять до 60% от общих расходов», — отмечает госпожа Зайцева.

При этом далеко не все игры себя окупают – особенно в сегменте авиасимуляторов. «Авиасимуляторов, как отечественных так и зарубежных, очень много, среди них большая конкуренция, — говорит Атон Зенцов. – Да и проект не инновационный. Сказать, что многие  пойдут за этой игрой, нельзя».

Прежде всего, тренажеры-симуляторы создаются для  обучения специализированных кадров. Те же игры, которые создаются для массовой аудитории, не  подходят для спецподготовки. По словам эксперта «Финам», симуляторы могут дать только теоретическое представление о возможностях самолетов и тактике воздушного боя. «Однако суть идеи в том, что программные наработки будут использоваться в обычных авиационных тренажерах, имитирующих кабину управления реального самолета», — рассказывает Анна Зайцева.

Объем и участники рынка

Сегодня разработкой игр в России занимаются более 50 компаний, в том числе 1С, «Софтклаб», Nival, «Акелла». По данным УК «Финам», в Москве индустрия компьютерных игр сконцентрирована значительно в меньшей степени, чем многие другие виды бизнеса. В Петербурге тоже есть свои разработчики, в том числе и «Апейрон», MADIA Entertainment, Creat Studio, Lesta Studio.

По оценкам УК «Финам Менеджмент», объем рынка российской игровой индустрии по итогам 2008 года составил около $835-850 млн. В 2009 года объем рынка на фоне негативных последствий кризиса мог сократиться на 40-50%. До кризиса продажи компьютерных игра в России росли на 20-25% ежегодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *