В Усть-Ижоре под Петербургом сотрудники управления уголовного розыска «накрыли» склад с оружием: было изъято 12 единиц огнестрельного оружия: пистолет-пулемет Судаева, который некоторые называют лучшим пистолетом-пулемётом Второй мировой войны, снайперская винтовка Драгунова, которая стреляет в различных конфликтах до сих пор, два ручных пулемета Дегтярева, винтовку Мосина, наган 1944 года выпуска, обрез карабина «Маузер» и несколько охотничьих ружей и обрезов, не считая гранат, боеприпасов, различных частей оружия, клинка с гравировкой «За веру и Отечество» и шашки с гравировкой «Кизляр».
Судя по составу, коллекция может быть сборной: в ней попадаются как стволы, что частенько находят в земле, так и те, что сделаны через десятилетия после войны. Впрочем, хотя и Дегтярев, и Судаев давно сняты с вооружения и прославились, в основном, в Отечественную войну, на складах министерства обороны, по утверждению специалистов, этого оружия еще вполне достаточно. К тому же на многих стволах из «коллекции» усть-ижорца были спилены номера, что дает некое преставление об их происхождении.
Утраченное
Официальная статистика милиции говорит о том, что сегодня в нашей стране в нелегальном обороте находится порядка 500 тысяч единиц оружия. Но многие, однако, с такими оценками не согласны. Известный писатель, профессор Ростовского юридического института МВД России, доктор юридических наук Данил Корецкий считает, что на руках у населения никак не менее 10 миллионов стволов. Даже если мы и не поверим профессору, то необходимо помнить, что наш Кавказ вооружен практически полностью, и не отстают от него и соседние регионы: там какое-нибудь оружие есть почти в каждом станичном доме.
Если с 1951 по 1991 год в СССР было зафиксировано 412 случаев утраты сотрудниками правоохранительных органов и военными своего табельного оружия, то с 1991 года было утрачено 181 500 «стволов»!
Тут можно составить условную схему: всплеск «утрат» при выведении войск из бывших республик, всплеск при уходе из Восточной Европы, всплеск – война в Чечне. В последней Министерство обороны недосчиталось около 4,5 тыс. единиц, а в МВД — около 7 тысяч единиц стрелкового оружия.
Очередной всплеск рынка оружия случился и после пятидневной грузинской войны. С военной базы в Сенаки, например, российские военные вывезли, по официальным данным, 1728 единиц стрелкового оружия. Но вот Министерство обороны Грузии утверждало, что там исчезли 14 тысяч стволов: американских карабинов М4, пулемётов М-40 и автоматов Калашникова. Даже минусуя пропаганду, можно сказать, что это весьма серьезные цифры. И это всего одна база пятидневной войны.
Милицейский бизнес
Увеличивает количество оружия на рынке и его «круговращение». Например, заместитель майора Евсюкова был арестован за торговлю оружием. Как говорят следователи, только за два месяца перед арестом Алексей Сафонов реализовал не менее 30 «стволов»: это были как утерянные табельные пистолеты, так и «неучтёнка», отобранная у преступников при задержании. Сам Евсюков, напомним, стрелял из пистолета, который, как выяснилось, похитил со склада оружейный мастер хозяйственного подотдела Северо-Кавказского УВД на транспорте Константин Копченко, осужденный с подельником, заместителем начальника милиции общественной безопасности Назрановского ЛОВДТ Биланом Аушевым еще до стрельбы Евсюкова. Два милиционера похитили 128 табельных пистолетов Макарова, 8 изъятых пистолетов и хранившихся на складе, 6 пистолетов «ТТ», 5 револьверов «Наган», 1 автомат Калашникова и 13879 патронов.
Милиционеры вообще слишком часто участвуют в торговле оружием. Несколько лет назад был осужден милиционер Виталий Поддубняк, который за пять месяцев сумел украсть из помещения УВД Иркутска и продать 71 единицу огнестрельного оружия.
Но бывают истории и интересней: в прошлом году в Махачкале была разоблачена банда торговцев оружием, в которой состояли и несколько милиционеров, выдававших спецпропуска для более простой транспортировки оружия. «Стволы» поступали из Украины и Румынии морем, а затем расползались по России и странам Балтии. Была доказана продажа 25 тысяч стволов, но следователи неофициально говорили, что настоящий объем был гораздо больше.
Есть и еще масса подобных случаев. Ради справедливости заметим, что военные от милиционеров не отстают, и по данным военной прокуратуры за последние 10 лет было вскрыто хищений военного имущества (вооружения и боеприпасов) на сумму 480 млрд. рублей. Регулярно горящие военные склады – тому порукой.
Найденное
Так что в криминальных разборках сейчас «говорят» стволы, в основном, современные. Исключения мы встречаем не слишком часто: из обреза немецкого карабина «Маузер» был убит ученый Николай Гиренко. Стреляли в него скинхеды, и, по версии следствия, выбор оружия был символическим. Но, скорее всего, молодые люди просто не мели выхода на источник нормальных стволов, и потому купили подвернувшееся у знакомого «черного» копателя. Поход на дело с винтовкой, которая может в любой момент заклинить, говорит лишь о том, что ребята были романтиками, а не профессионалами.
— Вряд ли можно говорить о каком-то обороте «копаного» оружия, — рассказал «В кризис.ру» специалист «черных» раскопок Сергей, — хотя милиция, безусловно, так не считает. Сегодня весьма сложно отыскать в земле ствол, который был бы годен в «дело». Находят, в основном, проржавевшие в той или иной степени экземпляры, но которые, однако, представляют определенную ценность для коллекционеров. Есть такое понятие: ММГ, то есть Макет Массо-Габаритный. Это настоящее оружие, но приведенное в небоевое состояние. Там щелкает затвор, нажимается курок, но вот патрон в ствол загнать нельзя, как и выстрелить. То есть такое оружие представляет собой чисто историческую ценность. Но, тем не менее, весьма часто, в силу различных юридических и технических тонкостей подобные коллекции всплывают как «склады оружия». Это первое. Второе – оружие же начали копать не сегодня, и даже не десять лет назад, а в те времена, когда еще можно было что-то находить в хорошем состоянии. И вот эти стволы с антресолей, бывает, перекочевывают на улицы. Но, все-таки, это капля в море. В криминальный оборот боевое оружие идет из других источников. На копателях и коллекционерах милиционеры обычно просто зарабатывают «палки».
Согласен с Сергеем и Марин Милчев, редактор журнала «Ружье-Российский Оружейный Журнал» (http://www.gun-magazine.ru/news.htm):
— Основные источники, безусловно, это Кавказ, Средняя Азия. Если сейчас копатель найдет что-то боевое, то это оружие должно быть в консервационной смазке и упаковке для долговременного хранения. А таких находок, как понимаете, бывает одна на десятилетие активных раскопок.
Но, как говорят, в наше время вопрос с оружием стоит не слишком остро:
— Комплект инструментов для изготовления пистолета-пулемета типа британского STEN’а будет стоить около пяти тысяч рублей, — говорит Марин Милчев, — Просто сегодня найти и литературу по изготовлению простейшего пистолета или пистолета-пулемета. Однако наиболее тревожной тенденцией нашего времени стала распространившаяся в криминальном мире мода на выполнение «заказух» с помощью «ОСЫ» — одной из первых моделей травматического пистолета, наиболее характерной особенностью которого является пьезовоспламенение порохового заряда. У него отсутствует ствол (тяжелая 18-мм резиновая пуля со стальным сердечником разгоняется внутри самой гильзы), выбрасыватель и ударник, поэтому на гильзе не остается никаких отпечатков от конкретного экземпляра пистолета.
Пистолет «ОСА» можно найти в легальной продаже за сумму порядка 6-8 тысяч рублей, и еще около тысячи будет стоить коробка с 20-ю патронами. Впрочем, настоящий ствол тоже не намного дороже. Как говорят специалисты, уже использовавшийся, то есть попавший в милицейскую картотеку «Макаров» предлагают на рынке за 300 долларов, а цена нового, «в смазке», начинается от 600 евро.
Впрочем, многие не тратятся и на это: в последнее время весьма популярны киллерские пушки, переделанные из газового и травматического оружия. Стоят они не слишком дорого, и российскому киллеру, в массе своей не слишком богатому, такое оружие выкинуть не жалко. Используется оно даже в громких убийствах: например, из переделанных стволов были убиты журналистка Анна Политковская и заместитель главы Центробанка России Андрей Козлов.
Будущее
Оказываясь легализовывать оружие, российская власть сама себя загнала в тупик: вышло так, что практически весь криминалитет оружие имеет, а честный гражданин, в лучшем случае, должен обходиться травматическим или газовым пистолетом. Вряд ли боевой пистолет, занесенный в картотеку, может быть использован в качестве криминального оружия. Проще, как мы видим, переделать легально продающийся газовый или травматический. Понятно, что возврата назад уже нет: запретить оружие самообороны невозможно, как и отобрать его у граждан назад: эти стволы пока хоть немного сдерживают применение нелегальных боевых. Которых с каждым днем становится все больше…
Стоимость оружия на черном рынке (цены в долларах)
Наган — 300
ПМ (пистолет Макарова) — 300-1000
ПМ газовый, переделанный под стрельбу боевыми патронами — 150-200
ТТ (пистолет Токарева) китайского производства – от 400
российского производства — от 800
АПС (автоматический пистолет Стечкина) — 800-1200
Пистолет Glok-17 — 5000
Пистолеты-пулеметы "Борз", "Иглз" — 300-400
АК-74 китайского производства – 400
Российского производства – 800-1000
АКС-У (автомат Калашникова укороченный), 5,45 — 800-1200
СВД (снайперская винтовка Драгунова) 2000
ПКМ (пулемет Калашникова модернизированный) — 2000
Автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя" — 1300-1500
Подствольный гранатомет — 1000
Одноразовый гранатомет "Муха" — 100
Жаргон копателей:
"Гвозди", "Маслята", "Патрики" — патроны;
"Моська", "Мося", "Мосинка" — винтовка Мосина;
"Карабаха", "Карамультук", "Карамультэ" — карабин;
"Папаша" — пистолет-пулемет Шпагина;
"Дёготь" — ручной пулемет Дегтярева;
"Пряник" — дисковый магазин;
"Рожок","Рог" — рожковый магазин;
"Лапти" — снаряды и бомбы крупного калибра;
"Огурец" — снаряд небольшого калибра;
"Ствол" — оружие;
"Эмгач" — пулемет MG;
"Збырь" — чехословатский пулемет CZ;
"Раскладушка" — станок для пулемёта;
"Улитка", Улита" — штурмовой магазин к пулемёту MG;
"Эмпэха" — немецкий пистолет-пулемет MP;
"Гэха" — винтовка, от нем. "Gewehr";
"Селёдка" — штык или кинжал;
"Окопник" — окопный нож;
"Вафли" — (от нем. "Waffen") предметы вооружения в широком смысле слова;
"Шпринга" — мина, от нем. "Shpringemine";
"Пятачок", "Пятак" — 5 см миномет;
"Морковка" — мина к 5 см миномету;
"Накатник" — затвор;
"Колобаха", "Колотушка", "Колотуха" — ручная граната с ручкой, в немецкой армии
называлась "Картофелемялка" или
"Толкушка";
"Яйцо" — ручная граната без ручки, типа советской "Лимонки", но без ребрения
корпуса;
"Мышеловка" — противопехотная мина;
"Рвачка" — взрывоопасные предметы;
"Очко" — место для установки взрывателя;
"Взрывак" — взрыватель;
"Кругляк" — накол на гильзе от бойка винтовки или карабина;
"Овал" — накол на гильзе от бойка пулемета ("Мгачевский", "Збырёвский");
"Растяжак" — мина-растяжка;
"Обезжиренный" (ствол) — холощенное оружие;
"Мики Маус" — танк Т-34 обр. 43 года (нем.).