22 апреля исполняется 140 лет «самому человечному человеку», другу всего и вся от пионеров до маленьких зверюшек в зоопарке, самому доброму, самому мудрому дедушке, завешавшему всему миру жить так, как он, и делать все, как завещал он же – Владимиру Ильичу Ленину. Именно так нас учили думать о нем, когда мы были маленькими, именно так его воспринимают те, кто сегодня, 22 апреля, собрался у подножия возвращенного памятника близ Финляндского вокзала. Впрочем, это не единственная точка зрения.
Кто же он? Неоднозначная, но, безусловно, сильная и харизматичная личность, оставившая глубокий след в истории не только России, но и всего мира. Персона, которой пришлось пережить фантастическую трансформацию в общественном сознании: всего за каких-то 10 лет Ленин превратился из фигуры абсолютно положительной, почти обожествляемой, в персонажа отрицательного, почти демонического. Сегодня отношение к Владимиру Ильичу крайне противоречивое. Для кого-то он символ всего самого хорошего, что происходило на протяжении почти 80-летнего периода в истории нашей страны. Для кого-то, напротив, — символ всего самого плохого. Окончательные оценки давать еще рано: по историческим меркам прошло слишком мало времени, что ы расставить все точки над i. Но небольшой анализ сделать можно.
Добрый царь?
Эдуард Лимонов, писатель, публицист и политический деятель, считает, что Ленин — великий человек. «Владимиру Ильичу место в истории обеспеченно навсегда», — заявляет он безапелляционно. Кто бы сомневался. Невзрачная и заурядная личность ни в коем случае не поставила бы на уши огромную империю и не стала бы источником целого учения, которому эта самая империя следовала на протяжении долгих лет. Нужно было быть действительно гением, чтобы суметь раскачать устоявшуюся государственную систему, обрушить ее и на руинах создать новую. Насколько новая государственная система оказалась лучше или хуже старой – вопрос сложный, но огромную роль Ленина в этом процессе сложно отрицать. Какие бы стремления им не двигали.
Геннадий Чеканов, помощник президента Санкт-Петербургского Союза предпринимателей, с Лимоновым согласен: «Ленин великий человек для того времени. Великие люди совершают великие поступки, что удалось Ленину, несмотря на негативные тенденции для большинства окружающих. Ему удалось то, что не удавалось столетиями многим людям. Социализм — новая экономическая политика и политическая составляющая, который удалось реализовать в огромном государстве с таким менталитетом людей. Не все было гладко, говоря словами Владимира Ленина, — «Революции не делаются в белых перчатках». Хотелось как лучше, а получилось как всегда. К сожалению, люди, которые создавали его команду, не всегда выполняли четко приказы, которые он отдавал».
Чуть более спокойное мнение, в котором забавно прослеживаются монархические взгляды. Да, в России надежда на «доброго царя», видимо, неистребима. Надежда на некоторую священную личность, которая придет и «всем сделает хорошо». А если «хорошо» не получилось, то это не потому, что личность была «неправильной», а потому что злые дяди ее не послушались, не сделали так, как она велела, скрывали от этой личности необходимую информацию во имя собственных интересов. Идеализация?
Возможно, но именно она демонстрирует, какой тотальный вакуум в области «национального героя» наблюдается сегодня в России. Любое общество нуждается в определенных ориентирах, в людях, на которых можно ровняться, за которыми (или за идеями которых) можно и нужно следовать. Может ли нынешняя страна предоставить своим гражданам подобный идеал?
Не все благодарны вождю за советское прошлое. В 2009 году интимную часть памятника Ленину подорвали вандалы
Светоч реформации?
Есть сторонники мнения более осторожного. Вот, по мнению профессора МГУ Александра Бузгалина: «Ленин — символ реформации, и именно поэтому о нем говорят до сих пор. С этим человеком связано рождение нового типа общества, мощной левой тенденции, которая проявилась во всех частях мира. Для Ленина задачи освобождения людей труда, достижения социальной справедливости, создания нового человека, новой культуры были главным смыслом его жизни».
Сильно, конечно, но тут идеалистичность начинает зашкаливать – как-то очень ярко начинает просвечивать созданный искусственно образ «дедушки Ленина», всего такого насквозь положительного, думающего только о счастье других. Но по поводу «мощной левой тенденции» поспорить сложно – «призрак коммунизма» на долгие годы стал пугалом номер один для всего западного мира. Надо ли говорить, что столь могучие страны, как например США, не испугались бы до истерики тенденции, если бы она не была столь велика и опасна.
Ну и напоследок слово людям, для которых Ленин и флаг, и герб, и рулевой. Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной думы РФ считает, что: «Ленин вывел страну на новую ступень человеческого развития. И не в каких-то только глобальных экономических масштабах, я говорю об интересах каждого конкретного человека. Ведь он разрушил систему эксплуатации труда — фундамент всех несправедливостей, которые только есть в человеческом обществе, начиная с финансов и заканчивая духовно-нравственными вопросами. И если раньше люди были ограничены, скажем так, сословными рамками, судьба их была предопределена с рождения, то Ленин заложил основу для общества, где у всех есть равные права, возможности и гарантии достойной жизни».
Ну тут даже и сказать что-то сложно. Потому что непонятно – то ли то, что «заложил» Владимир Ильич как-то не «проросло», то ли «заложил» он кривовато, но то, что было после него, назвать «обществом, где у всех есть равные права, возможности и гарантии достойной жизни» как-то язык не поворачивается. Нет, с определенной точки зрения по сравнению с сегодняшним днем жизнь в СССР и правда была поспокойней и погарантировенней, но коммунизма мы все равно не дождались.
Живой Ленин (выступление на митинге по поводу войны)
Злодей и предатель?
А вот противоположное мнение: Сергей Стиллавин, российский теле- и радио-ведущий, убежден, что «Ленин — подлец. Будучи дворянином, он предал идеалы собственного сословия. Возвысился он за счет пролетариата. Предал союзников по антигерманской коалиции, выполняя миссию германского шпиона, поставив страну на край уничтожения. От незавидной судьбы Ленина спасла его смерть, а все его соратники были уничтожены Сталиным в 30-е годы. Я был октябренком и носил звезду с портретом маленького Ленина, но тот Ленин был вовсе не похож на лысого демона, устроившего в России кровавую баню. Вот за кровь я его и призираю».
А вот тут наблюдается забавное выворачивание идеализма наизнанку. Ленин – предатель, предавший свое сословие, шпион. Правда, он был сыном жалованного дворянина, а не потомственного и кто спас страну, поставленную на «край уничтожения» — тоже не совсем понятно, но то, что именно этот человек устроил «кровавую баню» — факт. И именно его ошибки привели к весьма серьезным последствиям – голоду, разрухе, репрессиям, почти поголовному уничтожению дворянского сословия – интеллектуальной элиты страны на тот момент. С другой стороны – а что, кроме Ленина никто «кровавых бань» не устраивал? Помниться император Николай II в одно веселое воскресенье тоже неслабо «пропарил» народ кровушкой, что, впрочем, не помешало его записать в святые.
Похожие претензии к Владимиру Ильичу высказывает и политик Борис Немцов: «Я считаю его выдающимся злодеем. Естественный ход истории, который давал бы возможность нашей стране стать великой и могущественной, был прерван большевиками. И история России покатилась по трагическому пути, а жертвами стали десятки миллионов людей. Только злодеи могли отдавать приказы расстреливать, а Ленин их отдавал».
И опять исторический идеализм – если бы не было Ленина, наша страна была бы великой и могущественной. Хотя позвольте! А она что, не стала великой и могущественной? Что-то смутно вспоминаются времена, когда наша страна была одной из двух держав, которые держали под контролем по полмира каждая. Когда же это было? И с чего началась та самая держава? И то, что только «злодеи могли отдавать приказы расстреливать» — это вообще ни в какие ворота, глав государств, которые никогда таких приказов не отдавали, в природе не существует, подписывать смертные приговоры – это одна из печальных обязанностей всех правителей.
А вот и совсем уж мрачный взгляд, который высказывает Ян Рачинский, член правления общества «Мемориал»: «Главная беда, которую Ленин принёс нашей стране, — это создание тоталитарной системы. С Ленина у нас пошла и однопартийность, и отсутствие свободы слова — всего того, без чего немыслимо современное свободное общество. Многое из этого «ленинского наследия» мы до сих пор не можем преодолеть. Неокоммунисты любят изображать своего вождя добрым дедушкой с хитрым прищуром глаз. Они не хотят помнить, что концлагеря, расстрелы без суда и следствия, тотальное презрение государства к человеческой жизни — всё это тоже началось с него».
Тут видны явные перегибы. Достаточно вспомнить, что в нашей думе сейчас количество партий можно пересчитать по пальцам одной руки, а в свободном американском обществе (настолько свободном, что они эту свободу на экспорт гонят) так и вовсе всего на одну больше, чем было в советские времена. Делать из Ленина основоположника «тотального презрения к человеческой жизни» неправильно, копирайт никак не его, расстреливали без суда и следствия и до него, и после, а уж приписывать Ильичу концлагеря – это совсем сильно. Хотя нельзя не согласиться, что и «добрым дедушкой с хитрым прищуром глаз» он никогда не был.
Есть мнение, что Ленин был грибом…
Так что в итоге?
Давайте вспомним знаменитый тезис: «история не терпит сослагательного наклонения». Что бы ни случилось в прошлом, – оно уже случилось, и исправить произошедшее невозможно. Можно только попробовать извлечь уроки из произошедшего. А самое главное, – ни в коем случае не отказываться от части нашей истории.
Потому что это слишком просто — сказать: «вот в этом месте я горжусь своей страной, а вот в этом я не участвовал, ничего сделать не мог, это место я презираю и хочу вычеркнуть и забыть как страшный сон. Не было этого, не было!». А в итоге — сносятся памятники, переименовываются улицы. А те памятники, которые остались, становятся объектами приложения дикой ненависти в чем-то обиженных на сегодняшний день людей, которые почему-то считают, что не будь Ленина, – и наша нынешняя страна была бы похожа на Утопию. Где у всех все есть, где нет бедных, где все счастливы и довольны и каждый, даже самый распоследний землепашец, имеет не менее трех рабов… 140 лет прошло с тех пор, как родился Владимир Ильич. Праздник? Нет, не обязательно. Но, безусловно, дата, которую нужно помнить.