Проигнорировав просьбу петербургской епархии вернуть ей старую церковь, КУГИ Петербурга в итоге столкнул лбами православные круги и Санкт-Петербургский Академический Театр Балета под руководством Бориса Эйфмана. В распоряжение «В кризис.ру» поступило официальное заявление руководства театра.
В течение последних двух дней многие петербургские журналисты стали абонентами электронной рассылки, организованной Информационным агентством Magic Fashion. Пресс-релиз недвусмысленно обвиняет известного балетмейстера Б.Я. Эйфмана в том, что тот «захотел сделать в помещении церкви по адресу ул. Шамшева, 17 офис и гостиницу для балерин».
«На просьбу верующих вернуть здание для богослужений и организации приюта Эйфман ответил отказом и сообщил, что хочет сделать там дирекцию своего балета, а там, где ранее располагался приют, сделать гостиницу театра, — продолжает, как сейчас принято говорить, «нагнетать», автор пресс-релиза и единственный представитель агентства Анатолий Коптев. — Представители Бориса Яковлевича заявили, что «просто так» отдавать дорогие помещения на Петроградской стороне он не собирается».
«Вполне в духе рыночной экономики, где даже представители т.н. культурной элиты, ничтоже сумняшеся, готовы осквернять церковь в угоду материальному благополучию, — резюмирует А. Коптев и «добивает» маэстро Эйфмана последним обвинением: — Осквернять Храм Божий для хореографа не впервой, не так давно он уже участвовал в скандале по поводу организации банкетов и фуршетов в Смольном соборе».
Порыв души №1
Первым желанием, охватившим автора этих строк после прочтения такого релиза, было немедленно опубликовать его во всех доступных СМИ и тем самым восстановить справедливость.
Оно прошло через несколько минут, после того как автор вгляделся в приложенную к письму фотографию церкви. Возникло сомнение в том, что всемирно известному маэстро захочется размещать дирекцию театра в полуразрушенном церковном строении, да еще и расположенном в темном дворе позади многоэтажного главного здания №17 по улице Шамшева.
Потом пришла вторая мысль: вряд ли интеллигентный культурный человек, каковым Борис Эйфман, без сомнения, является, решится осквернить церковное здание – даже несмотря на то, что этим в течение 80-ти предыдущих лет занимались предыдущие владельцы. Захотелось задать автору пресс-релиза и его фигурантам уточняющие вопросы.
Комментарий ИА MagicFashion
По словам Анатолия Коптева, на борьбу за возвращение православным церковного здания и помещения бывшего детского приюта его сподвигла просьба, поступившая от лица нескольких «правосланых меценатов». Те, по словам Коптева, узнали о недостойном использовании бывших церковных и приютских помещений в прошлом году от одной из сотрудниц прежде квартировавшего на Шамшева, 17 Приморского отделения банка «Санкт-Петербург». Она еще несколько лет назад сообщила о разрушающейся домовой церкви в петербургскую Епархию, затем – «православным меценатам», но те, по словам Коптева, «не успели» приобрести права на эти здания – после того как из корпуса на ул Шамшева съехал банк, город быстро передал его в долгосрочную аренду Театру балета.
Как рассказал Анатолий Коптев, в марте у него состоялась встреча с заместителем директора театра Петром Костышевым. Тогда замдиректора, якобы, и заявил резко и грубо, что отдавать площади они не собираются, а на возможные скандалы и акции протеста, устраиваемые верующими, им «плевать».
Комментарий театра
В телефонном разговоре Петр Костышев (как нам показалось, очень взволнованно) просил поверить, что заявлений, приписываемых ему Коптевым – а тем более, в таком тоне — он не делал никогда. Наоборот, и лично Коптеву, и его клиентам-священникам администрация театра изначально говорила, что в любой момент готова уступить православным помещения на ул. Шамшева. Правда, при одном обязательном условии – если КУГИ предоставит театру сопоставимый по площади объект, расположенный на Петроградской стороне. Почему именно там? Потому что там же, на улице Лизы Чайкиной, расположен нынешний офис театра. Сейчас в нем размещаются администрация и класс для репетиций, но вскоре начнется реконструкция помещений под Академию танца. Именно по этой причине город и изыскал для театра дополнительные помещения по соседству – на ул. Шамшева. Учащиеся Академии как раз и должны будут жить в помещениях бывшего приюта (там будет оборудована гостиница), а администрация должна будет разместиться в том самом церковном флигеле, ибо больше негде.
Как нетрудно понять, театр и сам с удовольствием взял бы в аренду помещения иного типа, но пока у города нет подходящего варианта на Петроградской стороне.
— Слушайте, а зачем вам вообще все это? — спросили мы у руководителя пресс-службы Театра балета Сергея Ильченко. – Ведь город и так строит театр на набережной Европы, у вас там будет более 10 тыс. кв. м. – вот там и разместили бы и Академию, и дирекцию…
— Этот театр – пока проект, — ответил Ильченко. – Кстати, мы и на улицу Шамшева пока тоже не переезжали. Театр работает в старом офисе на ул. Лизы Чайкиной.
Борис Эйфман
Церковь торопилась медленно
Для полноты картины мы запросили комментарий к этой истории в епархиальном управлении Петербурга. Юрист Наталья Большакова сообщила, что «несколько лет назад» епархия обращалась в КУГИ Петербурга с просьбой передать ей домовый храм, расположенный на Шамшева, 17. Никакого внятного ответа епархия тогда не получила. О каких-либо повторных попытках епархиального управления вернуть церковь православным Наталье Большаковой, по ее словам, не известно – через нее такие документы не проходили.
Но несколько православных священников оказались активнее и даже заказали против новых арендаторов вожделенной недвижимости PR-кампанию. Сейчас уже трудно разобраться, была ли она нужна, да еще в такой форме, о которой мы сообщили в начале. Опять же, сейчас уже не понять, кто с кем каким тоном разговаривал. С нами и директор скандального пиар-агентства Анатолий Коптев, и представители театра Сергей Ильченко и Петр Костышев разговаривали так, как и положено интеллигентным людям.
Но все же последнее слово осталось за театралами. Вчера они попросили у нас сутки на размышление и сегодня прислал текст своего официального заявления, которое мы публикуем с некоторыми сокращениями: «Помещение, в котором располагалась церковь, было неоднократно перепланировано и перестроено. Тем не менее, узнав о находившейся в здании бывшего приюта церкви, мы увидели в этом факте божественный знак. Ведь в настоящий момент Правительством Санкт-Петербурга реализуется социально ориентированный проект по созданию Академии танца, в которой будут обучаться дети-сироты и дети из неблагополучных семей. И первой задачей, которую мы намерены решить на пути реализации этого грандиозного проекта, будет восстановление церкви в здании по адресу ул. Шамшева, 17. Мы хотим, чтобы юные воспитанники нашей Академии танца, артисты Санкт-Петербургского Академического Театра Балета, а также танцовщики других балетных коллективов Петербурга могли посещать эту восстановленную и вновь открытую для богослужений церковь. Таким образом, в нашем городе появится первая и единственная церковь для детей-сирот и балетных артистов. Мы осознаем всю моральную и духовную ответственность, возложенную на нас, и искренне верим в то, что сможем достойно отреагировать на знак судьбы, посланный свыше коллективу нашего Театра».
Правда, теперь получается, что офисных помещений у театра так и не появится.