В марте 2010 года на Невском, 38 был закрыт бутик «Версия». Сегодня его собственник объявил причину закрытия. Как высказался гендиректор ООО «СПБ-фэшен» Никита Кондрушенко, рынок модной одежды стал бесперспективным. К тому же с начала кризиса «СПБ-фэшен» закрыл еще два магазина – на набережной Мойки и на Большом проспекте в торговом комплексе Apriori Gallery. Такая ситуация, по словам Никита Кондрушенко, связана со снижением спроса в сегменте luxury более чем на 50%.
Как и другие отрасли, производители модной одежды ощутили на себе влияние кризиса. Уже с начала 2009 года были заметны трудности в этой сфере. В феврале, когда происходила закупка одежды в мировых столицах моды, лидеры российского рынка сократили бюджеты закупок на 20–40%. В течение кризисного года различные модные дома сужали свой ассортимент, а некоторые вообще закрывались.
Не выдержали кредиторских нагрузок и объявили себя банкротами немецкий дом мод Escada AG, поскольку чистые убытки компании составили 92 млн евро. О финансовых проблемах сообщали Christian Lacroix, Gianfranco Ferre. Японский дом модной одежды Yohji Yamamoto не смог удержаться на плаву, увеличив свою задолженность перед кредиторами до $67 млн.
Дело не только в том, что популярностью перестали пользовать дорогостоящие модные вещи. Во время кризиса потребители вообще заметно меньше денег тратят на одежду. Так что серьезные проблемы возникли не только в сегменте luxury, но и у масс-маркетов (в России около 120 западных сетей, в том числе Mango, Promod, H&M). Из-за низкой рентабельности многие иностранные бутики решили покинуть Россию. Весной прошлого года закрылись все магазины итальянской марки Diesel и французского бренда Kookai.
Участники рынка верят в рынок
По словам руководителя и ведущего стилиста «Имидж-Студии» Лилианы Модильяни, спад спроса на модную одежду был заметен в середине 2009 года. «Спрос на luxury сегмент сократился минимально, а средний плюс пострадал сильнее, поскольку люди перешли на потребление других марок, — рассказывает стилист. – Имена уходят, модельные дома закрываются либо сужаются — это естественный процесс спроса-предложения».
Как отметила г-жа Модильяни, сегодня спрос стал более обоснованным, сократилось количество эмоциональных покупок, к ним стали подходить более рационально. «Тем не менее, спрос присутствует, и им можно манипулировать. А сказать, что рынок бесперспективен категорически нельзя, — отметила она. – На рынке модной одежды по-прежнему сохраняется конкуренция, хоть и не такая острая. Но определенно, в будущем рынок будет расти и крепнуть как в Петербурге так и по России в целом», — считает стилист.
В свою очередь, основатель и организатор проекта «Дефиле на Неве» Ирина Ашкинадзе добавила, что на сегодняшний день рынок модной авторской одежды развивается. «Однако, в авторской моде конкуренция сейчас невелика», — отметила г-жа Ашкинадзе.
Эксперты прочат новые потери
Эксперты не считают, что рынок начал выходить из кризисной ситуации. По их словам, спад рынка одежды только начался, и в 2010 году объемы продаж одежды может сократиться минимум в два раза. По данным Европейского совета по экспорту текстиля и одежды (EFTEC), российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около 17 млрд руб. Таким образом, треть российских одежных ритейлеров не выживут и уйдут с рынка, тем самым вызвав дефицит одежды.
По мнению аналитиков, рост рынка начнется лишь в 2011 году, но он будет невелик — не более 10%. А к 2013 году рынок одежного ритейла будет ожидать подъем, предположительно до уровней 2006-2007 годов. Как говорил собственник закрывшейся «Версии» Никита Кондрушенко, возвращения даже на докризисный уровень можно ожидать не ранее чем через 3-4 года. Он считает, что торговля одеждой выгодна только в массовом сегменте, где спрос растет на 30%.
Отметим, что на отечественных производителей приходится лишь 20% одежды, продаваемой в России, остальные 80% — это импорт из стран Азии, Западной Европы и Америки.