Мы продолжаем публиковать мнения известных петербуржцев и обычных горожан о перспективах строительства общественно-делового комплекса «Охта центр» на правом берегу Невы. Сегодня свою точку зрения высказывает доктор исторических наук, профессор, лауреат Леонтьевской премии Борис Миронов.
Мне кажется, что перспективы строительства «Охта центра», вокруг которого развернулась широкая общественная дискуссия, следует рассматривать в трех смысловых плоскостях – эстетической, экономической и политической. История – моя профессия, и я могу со всей ответственностью говорить о том, что смешение архитектурных стилей – это и есть стилистическая особенность Петербурга.
Уроки старых мастеров
Уже не раз было сказано: любая архитектурная новация всегда поначалу неоднозначно встречалась жителями всех мировых столиц, включая Лондон и Париж. Однако оба эти города сейчас весьма смело и органично сочетают в своей среде историческую застройку со зданиями новой эстетики. Наиболее яркий пример – «парижский Манхэттен», район Дефанс с его небоскребами, возникший на рубеже 1950–1970-х. И ведь это не окраина: здесь соединены в одну систему исторические здания (включая знаменитую площадь Звезды) с новой архитектурой, открывающей перспективу на все главные достопримечательности Парижа. А стеклянные пирамиды, которые служат сегодня входом в Лувр? В 1980-е этот проект тоже многим казался кощунственным, а сегодня и парижане, и гости города рассматривают его как естественную и необходимую дань времени. Так что, с эстетической точки зрения, появление суперсовременной башни «Охта-центра», к тому же в некоторой отдаленности от «открыточных» видов Петербурга, не только приемлемо, но и желательно. Устремленное ввысь ажурное сооружение придаст облику города новый штрих, оттенит красоту исторической застройки. Это как на картинах старых мастеров: художественный эффект усиливался, если рядом с юной красавицей для контраста изображали персонажей со следами благородной старости на лице. Город в целом не должен превращаться в архитектурный заповедник, ему следует жить и развиваться.
Зонтик от золотого дождя
Если же говорить об экономических выгодах, которые сулит городу реализация газпромовского проекта, то нужно быть слепцом, чтобы их недооценивать. Как специалист по истории экономики, я и представить не могу, чтобы какой-нибудь крупный мегаполис добровольно отказался от того, чтобы на его территории разместила свою штаб-квартиру такая мегакорпорация, как «Газпром». Наоборот, уверен: любая мировая столица была бы рада первоначально вложить деньги в такое строительство во имя будущих дивидендов. А мы бездумно отталкиваем «руку дающего», в то время как город испытывает постоянный финансовый дефицит. Мы жалуемся на плохие дороги, на несвоевременную уборку снега, на недофинансирование реставрации объектов культуры… Все эти проблемы упираются в нехватку бюджетных денег. И вот на город буквально готов просыпаться золотой дождь, от которого мы стыдливо прикрываемся допотопным зонтиком… При этом надо понимать: такие «явления природы» стали возможны только благодаря тому счастливому обстоятельству, что у руля власти сейчас стоят петербуржцы, не равнодушные к судьбе родного города. По справедливости, за правом на реализацию такого проекта крупнейшие города России должны были бы встать в очередь. Нас уважительно пропустили вперед, но мы опять привычно желаем стоять в хвосте… Такую неразумную позицию изрядной части горожан я могу объяснить только тем, что они недостаточно хорошо информированы о том, как разительно повлияет на развитие города в целом появление «Охта центра», если он будет построен. И сколько потеряет Петербург, если от этого строительства откажется. Уверен, что сегодня экономическую целесообразность и качество жизни каждого горожанина следует ставить выше абстрактных суждений о небесной линии и высотном регламенте.
Борцы «под прикрытием»
И о политике. Мне кажется очевидным, что спор об эстетических приоритетах вокруг «Охта центра» стал удобной площадкой для теряющих популярность общественно-политических деятелей и групп. Где, как не в культурной столице, которая всегда ценила борцов за историческое наследие и с особым недоверием относилась к проектам, которые поддерживает власть, и «сыграть на повышение», используя традиционную тягу петербуржцев к благородной оппозиционности? Я за здоровую оппозицию, которая должна быть при демократии. Но я против мелких спекуляций под прикрытием крупных идей.