Очередной взрыв на ОЖД – был ли то теракт или просто PR-ход, как сегодня выразились в Следственном комитете, – в очередной раз доказал: основная проблема Российских железных дорог — безопасность. Причем проблема эта, как отмечают эксперты, увы, нерешаема. У РЖД просто нет столько денег, чтобы «поставить солдата с собакой возле каждого столба».
Не успели железнодорожники прийти в себя от трагедии на Невском экспрессе, не успели рассказать о всех своих планах по модернизации безопасности участка Петербург-Москва, как прогремел новый взрыв. Тоже на Октябрьской железной дороге (здесь это, кстати, уже третий подрыв за последние годы), но на другом её участке. Перегон станций Броневая – Лигово, где произошел взрыв, — это Балтийское направление. И здесь запуск системы безопасности, включающей в себя тепловизоры, датчики слежения и огромное число видеотехники пока не планировался. Причина проста: для того, чтобы по последнему слову техники обеспечить безопасность только участка между Петербургом и Москвой требуется 3 миллиарда рублей. Для справки, чистая прибыль всего ОАО «РЖД» в 2009 году ожидается на уровне 14 млрд рублей.
Как это было?
Взрыв на железнодорожных путях погремел в 4:20, когда по пути двигалась мотодрезина. Ее машинист получил ранения ноги, больше никто не пострадал. На месте взрыва образовалась неглубокая воронка диаметром 1 метр, насыпь не разрушена. Движение поездов было остановлено, а после 8.50 утра электрички вновь пошли, но уже по второму основному пути.
Правоохранительные органы пока не определились, как конкретно квалифицировать происшествие. Руководитель Северо-Западного следственного комитета при прокуратуре на транспорте Анатолий Квашнин однозначно заявил, что следственные органы расценивают произошедшее как теракт, добавив, что лучше лишний раз переоценить ситуацию. В пользу этой версии говорит, например, тот факт, что уже через час после дрезины по участку должна была пойти первая электричка.
В то же время его московские коллеги из Следственного комитета при прокуратуре информацию о теракте опровергли. По их версии, злоумышленники, преследовали другие цели: например, хотели наделать много шума, привлечь внимание СМИ или же просто запугать население. Так или иначе, уголовное дело пока возбуждено только по одной статье – «незаконный оборот взрывчатых веществ» (ст. 222). Уголовное дело о «теракте» на ОЖД не возбуждали.
К слову, питерская оппозиция единодушно квалифицирует данный инцидент как попытку властей отвлечь местное население от акций протеста, которые в минувшие выходные прошли в Москве и Калининграде.
Будут ли последствия?
В пресс-службе ОЖД сообщили, что с точки зрения безопасности железнодорожников сам путь является безопасным и находится в прекрасном состоянии. Обеспечение безопасности от внешних вмешательств, по словам представителей ОЖД, это прерогатива правоохранительных органов. По словам работников компании, сотрудники службы безопасности РЖД действительно охраняют переезды, мосты, крупные развязки, но на перегонах они не стоят.
Между тем именно на Октябрьской железной дороге за последнее время произошло три взрыва, по крайней мере два из которых однозначно квалифицировались как теракт. Хуже дело сегодня обстоит только на Северо-Кавказской магистрали. Сложно не признать очевидное: нынешняя система не может на 100% обеспечить безопасность пассажиров.
Конечно, в данном случае обошлось без человеческих жертв, а значит, и шуму в СМИ меньше, и официальные заявления – не самого высокого уровня. Да и забудут о нынешнем инциденте гораздо быстрее, чем о последнем теракте на «Невском экспрессе». Хотя даже и о нем забывают — со временем. Вспомнить, например, обещание федеральных властей помочь с финансированием безопасности, которые прозвучали после ноябрьского теракта. Уже в середине января, по данным «Ведомостей», было решено не выделять никаких дополнительных средств, а перенаправить на безопасности те деньги, которые были выделены РЖД на перевозки новых автомобилей из европейской части России на Дальний Восток.
Но для приличия вопрос о необходимости реформировать систему безопасности все-таки был поднят:
«С учетом имевших место взрывов на Северо-Кавказской и Октябрьской железной дороге в 2009 году президентом РФ было дано указание НАКу (Национальный антитеррористический комитет) по внесению изменений в существующую систему безопасности железнодорожного транспорта, — заявил сегодня руководитель аппарата НАК генерал-полковник Владимир Кулишов. — Создана межведомственная рабочая группа из представителей правоохранительных органов, Минтранса и акционерного общества РЖД. Выработанные рабочей группой дополнительные антитеррористические меры будут рассмотрены на ближайшем заседании НАК и будут внедряться в практику».
Добавим, что на антитеррористические меры на ОЖД в 2010 г. предусмотрено 450 млн руб., на обеспечение пожарной безопасности — 426,5 млн руб, на повышение безопасности движения — 2,5 млрд руб средств. Финансирование безопасности РЖД осуществляло исключительно из собственных средств.
В пресс-службе ОЖД «В кризис.ру» рассказали, что пока нет планов увеличить в связи с очередным взрывом финансирование безопасности. «Сегодня такие решения вряд ли будут приниматься, для начала необходимо разобраться в ситуации», — заявили в пресс-службе.
Эксперты, впрочем, не видят в этом ничего удивительного:
«Возможно, для обеспечения безопасности и будет дополнительно выделено несколько миллионов рублей, но дело все в том, что никакую безопасность это не обеспечит, — говорит Дмитрий Баранов, аналитик УК «ФИНАМ». — У нас тысячи километров дорог по стране — возле каждого столба солдата с собакой и штыком не поставишь. Какие-то меры приняты будут, но система наблюдения вряд ли будет внедрена, скорее всего, она появится только в ключевых, реперных точках. У РЖД просто нет денег. Не исключаю, что какие-то средства выделит государство, но, повторю, кардинально это проблему не решит. В лучшем случае РЖД получит от государства 1-2% от общих расходов компании на безопасность. При этом, куда конкретно стоит направить эти средства, крайне неясно. На всю страну все равно не хватит», — заключил господин Баранов.
В заключение напомним, что в мировой практике железная дорога считается более безопасной, чем все остальные виды транспорта. На ж/д число жертв на 1 млрд пассажирокилометров составляет только 2, тогда как в авиации — 6 (и 20 – на автотранспорте). В России более безопасным транспортом, судя по всему, может стать все-таки авиация.
Приложение: хроника терактов на железной дороге
26 июня 1996 г. – в Нальчике был заминирован вагон местной электрички и железнодорожный вокзал города Прохладный (Кабардино-Балкария), но эти бомбы не сработали.
19 июня 1996 г. — взрыв самодельного взрывного устройства в здании вокзала железнодорожной станции Воронеж-I.
23 апреля 1997 г. — взрыв на железнодорожном вокзале города Армавир (Краснодарский край). В результате теракта 3 человека погибли, 12 ранены.
28 апреля 1997 г. — взрыв в зале ожидания железнодорожного вокзала города Пятигорска (Ставропольский край). В результате теракта 2 человека погибли, 22 ранены.
27 июня 1997 г. — взрыв в скором поезде Москва – Петербург. В результате теракта 5 человек погибли, 13 ранены.
6 октября 2000 г. – два взрыва на платформе железнодорожного вокзала в Пятигорске.
3 сентября 2003 г. — подрыв электропоезда Кисловодск—Минеральные Воды на перегоне Подкумок—Белый уголь. В результате теракта 7 человек погибли, около 80 ранены.
5 декабря 2003 г. — в Ставропольском крае взорван вагон пригородного электропоезда Кисловодск—Минеральные Воды, подъезжавшего к станции Ессентуки. Погибли 44 человека, 156 ранены.
12 июня 2005 г. — взрыв в Московской области на железнодорожных путях, в результате которого сошли с рельсов 4 вагона поезда № 382 «Грозный — Москва». Пострадали 42 человека.
13 августа 2007 г. — в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс» сообщением Москва — Санкт-Петербург.
27 ноября 2009 г. — крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Москва — Санкт-Петербург. Госпитализированы 95 человек, 27 человек погибли.
2 февраля 2010 г. — взрыв на перегоне станций Броневая – Лигово Балтийского направления ОЖД. Пострадал машинист дрезины.