Кризис заканчивается, мировая экономика выходит из рецессии, твердят нам со всех сторон экономисты. Но так ли на самом деле все хорошо или эксперты все чаще выдают желаемое за действительное? Экономисты консалтинговой компании «НЕОКОН» во главе с Михаилом Хазиным уверены: в ближайшее время кризис не закончится. Нас ждет, как минимум, лет 5-6 экономической нестабильности, а в худшем случае – несколько веков застоя, как, например, это было после развала Римской империи.

По мнению экспертов «НЕОКОНА», текущий кризис подобен матрешке. В нем одновременно совпали сразу три разных по своей сущности кризиса.

Первый кризис – простой циклический кризис (он же – кризис перепроизводства), описанный еще Карлом Марксом, чье возникновение связывается с возникновением избытка товаров. Нарушение равновесия между спросом и предложением на товары ведет к последующему резкому спаду товарного производства, цепным банкротствам и массовой безработице. Обычно экономический кризис такого рода не длится слишком долго – постепенно система восстанавливается, а вместе с ней восстанавливается и экономический рост.

Второй кризис – кризис либеральной модели управления экономикой, которая сложилась в США после 70-х годов, когда в 1971 г. американские власти объявили дефолт по доллару, отвязав его от золота, и разразился жесткий кризис с падением ВВП, реальных зарплат населения и высокой инфляцией. В конце 70-х был найден выход: власти решили увеличить денежную накачку экономики за счет эмиссии долларов. Инфляцию побороли за счет уникального в истории повышения стоимости кредита — учетную ставку подняли почти до 20%. При этом избыточная ликвидность была утилизирована за счет раздувания финансовых пузырей – она была перекачана в финансовый сектор, обеспечив гигантские прибыли финансовому сектору (к моменту начала текущего кризиса она достигала уже 50%).

Затем власти США последовательно снижали ставку рефинансирования (вплоть до 0-0,25% на сегодняшний момент), делая кредиты все дешевле и дешевле, позволяя рефинансировать старые долги и таким образом создавая все новый и новый искусственный спрос. В результате середине 2000-х годов экономика США пришла к той ситуации, когда большая часть спроса стимулировалась исключительно за счет постоянно дешевеющих кредитных средств. Теперь же, когда ставку понижать попросту некуда, американским домохозяйствам ничего не остается, кроме как начать возвращать долги – соответственно, упадет и спрос, поддерживаемый в искусственном состоянии последние 30 лет. По подсчетам Михаила Хазина, в ближайшие 5-8 лет американцы должны будут выплачивать примерно 3 трлн долгов в год. При таком падении спроса падение ВВП США составит более 30%. Причем главный удар придется на непомерно раздутый финансовый сектор.

Третий кризис – по мнению экономистов «НЕОКОНа», самый серьезный, это кризис недостаточной эффективности капитала. Эксперты исходят из того, что очередной виток научно-технического прогресса (НТП) неминуемо сопровождается углублением процессов разделения труда, а они, в свою очередь, требуют увеличения объемов рынков сбыта. Это заставляет власти расширять рынки сбыта за счет обретения контроля за теми или иными территориями. В ходе борьбы число независимых государств постепенно уменьшалось. В начале XX в. их осталось от силы пять (Российская империя, Германия, Австро-Венгрия, Франция и Великобритания). К середине XX в. по-настоящему независимыми были только СССР и США. И та, и другая страна опирались на необходимость окупить очередной виток НТП за счет расширения рынков сбыта.

К 1970-му году обе державы столкнулись с проблемами финансирования следующего этапа научно-технического прогресса, из-за чего, собственно, и разразился кризис 1970-х гг. Во-первых, к этому времени вновь возникла проблема утилизации избыточного капитала в связи с исчерпанием регионов для вывоза капитала. Во-вторых, прекращение роста рынков сбыта резко усложнило процессы развития НТП. Допускать острые кризисы перепроизводства или войны в условиях существования мировой системы социализма было нельзя категорически, и эффективность капитала стала снижаться, что привело к резкому снижению заработных плат, снижению спроса и, соответственно, сжатию экономики. СССР преодолеть тот кризис достаточной эффективности капитала так и не удалось – чем это кончилось, мы знаем. США же удалось его отсрочить за счет кредитного бума. Проблема, однако, не только не была решена, но теперь, вкупе с огромным количеством кредитной нагрузки на население, может оказаться смертоносной.

***

Редакция "В кризис.ру" попросила критически осмыслить доводы экономистов "Неокон" Николая Старикова, писателя, автора книги "Кризис. Как это делается":

— У Хазина достаточно интересная теория. Но ее авторы забывают о политическом факторе, объясняя все одной только экономикой. На мой взгляд, сегодня экономику определяют политические решения, а не наоборот. Сегодня очень многое зависит от конкретных политиков, а Хазин не учитывает роль личности в истории — и это явный минус его теории. Будь во главе СССР не слабый и ведомый Горбачев, а настоящий патриот и настоящий руководитель, распался бы не СССР, а США. Сейчас это очень наглядно. Никто с ними не борется, а всего через 17 лет после распада Союза, североамериканский союз сам дышит на ладан.

Кризис — это не следствие экономических проблем, а специально организованная история. Все очевидно. Позавчера Американский журнал Foreign Policy опубликовал список 100 самых влиятельных умов современности. На первом месте — руководитель ФРС США Бен Бернанке. Президент США Барак Обама — лишь на втором. Власть находится в руках ФРС США, и кризис организован с целью укрепить ее влияние. Во-первых, кризис позволяет скупить резко подешевевшие активы, которые до сих пор не удавалось скупить. Во-вторых, это должно позволить ФРС сжечь накопившуюся излишнюю долларовую массу. А в-третьих, кризис должен помочь сменить неугодные политические режимы. Обанкротить целые страны. Пока что это удалось сделать только в Латвии и Исландии. На очереди Греция. Но в России и Венесуэле — не получается. Если бы у власти были другие лидеры, то все могло сложиться иначе, и, например, Россия уже оказалась в числе покоренных кризисом держав.

Поэтому никакой второй волны в ближайшее время кризиса не будет. Осень уже закончилась — а этой волны все нет. Но не потому, что все стало хорошо, а потому, что США не дали "опустить" мир в Великую Депрессию. На G20, по-простому говоря, лидеры других стран им сказали: еще раз — и мы откажемся от доллара. И ведомые ФРС Штаты отступили. Пока. Как будет дальше развиваться кризис, зависит от политических решений отдельных людей. В политику во всем мире играет пара тысяч человек. Реально принимают решения менее ста. Владельцами ФРС являются не более десяти. Вот от решений этих людей все и будет зависеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *