Привычка бурно обсуждать крупные градостроительные проекты имеет в Петербурге давнюю историю. Так горожане выражали свое отношение к строительству Михайловского замка или Исаакиевского собора, чей архитектурный облик шел в разрез с существующей застройкой и кардинально менял небесную линию Петербурга. Но прошло время, и теперь без Исаакиевского собора панораму Петербург представить невозможно. Подобным образом изменится отношение горожан и к «Охта центру», считает директор Исаакиевского собора Николай Буров.
— Николай Витальевич, должен ли меняться облик Петербурга?
— Мне думается, мы немного замерли в стыдливой гордости за то, что все время что-то латаем, реставрируем. Я же уверен, что нам нужно шагать вперед. Город должен развиваться так, как развивается любой уважающий себя крупный мегаполис в XXI веке. Нам нужно развиваться быстрее, динамичнее, смотреть в завтрашний день, а не только наслаждаться благами прошлого дня. На мой взгляд, строительство "Охта центра" как раз было бы хорошим примером стремительного шага в новый век. Не думаю, что такой архитектурный ансамбль изуродует город, это не телебашня, построенная, кстати, в менее удачном месте.
— Известно, что и строительство Исаакиевского собора в свое время не у всех вызывало восторг…
— В случае с «Охта центром» история повторяется. Когда-то небесную линию города нарушил Исаакиевский собор. В то время он являлся поводом для анекдотов, кляуз, споров и откровенных оскорблений в адрес архитектора Монферрана. Да, была нарушена небесная линия Петербурга, но сегодня ни я, ни вы, ни остальные петербуржцы не представляют небесной линии Петербурга без этого "извращения" Монферрана. И сейчас, мне кажется, нам предлагают довольно изящное ее изменение. Если бы, к примеру, предложили параллелепипед или железобетонную коробку такой же высоты, то я бы тогда очень сомневался в необходимости ее строительства. А когда мы видим интересное стеклянно — зеркальное решение, то это вызывает у меня искреннюю симпатию.
— А как относиться к заявлениям оппонентов проекта, утверждающим, что у «Охта центра» много противников?
— Я не думаю, что против «Охта центра» настроено большое количество жителей Петербурга. Я знаю, что проводится множество разнообразных опросов, но я им не верю, так же, как и рейтингам. Кто музыку заказал, тот и получает свой рейтинг. Кроме этого, таково свойство человеческого характера — ко всему новому относиться болезненно. Я, в свою очередь, с большим уважением отношусь и к противоположному мнению. Необходимо прислушиваться к мнению оппонентов, надо взвешивать их слова и пытаться переубеждать, чем я и занимаюсь, к примеру, сегодня, когда даю это интервью. Вообще у меня сложилось впечатление, что более молодые граждане сегодня приветствуют это строительство, в то время как пожилые чаще выступают против. Меня лично интересует, как будут жить те, кому мы передадим город в будущем.
— Как вы считаете, место для будущего общественно-делового центра выбрано правильно?
— По-моему, Красногвардейский район выбран очень удачно. Весь этот новый Сити-центр в перспективе может разрастись до Невского лесопарка, до Вантового моста. Там, возможно, и продолжится формирование новой небесной линии Петербурга. В свое время идея первых архитекторов Петербурга, предложивших проект строительства колокольни Петропавловского собора, казалась настолько нерусской, что она вызвала не просто нападки, а ненависть к Петру I. Но прошло 100 лет, и мнение изменилось. Вот и сейчас я хочу, чтобы прошло 100 лет, и на берегах Невы появились бы новые приметы Петербурга.