Выход полемики вокруг проекта строительства «Охта центра» на федеральный уровень заставило многих известных петербуржцев выразить активнее свою позицию в поддержку реализации уникального проекта «Газпрома». Сегодня мы предоставляем слово ректору Российского государственного гидрометеорологического университета Льву Николаевичу Карлину, который считает спор вокруг "Охта центра" исключительно политическим, а протест граждан — явлением закономерным. По мнению ученого, споры со временем пройдут, и отношение консервативно настроенных горожан к общественно-деловому центру изменится к лучшему.
— Лев Николаевич, каково ваше мнение по поводу полемики, развернувшейся вокруг проекта строительства «Охта центра»?
— Я считаю, что спор, который сейчас идет вокруг строительства этого бизнес-центра, не имеет отношения к архитектуре. Он имеет отношение только к политике. И неслучайно наибольшую активность проявляют маргинальные политические силы, которые в нормальной политической жизни не могут себя найти, поэтому они, эксплуатируя данную тему, создают себе популярность.
— А как вы сами относитесь к идеи реализации этого проекта?
— Я эту идею поддерживаю. Понимаете, архитектура Петербурга такова, что если выйти на набережную Невы, то можно увидеть плоский пейзаж и шпиль Петропавловки. Если повернуться обратно — опять плоский пейзаж и Исаакиевский собор или Адмиралтейство. То есть, постоянно на берегу реки присутствуют некие доминанты. Поэтому "Охта центр" как раз будет в рамках петербургской традиции. Кроме этого "Охта центр" действительно принесет городу большую пользу: он экономически улучшит депрессивный район Охты. Часто говорят о крепости, которая была на месте строительства центра, но от нее уже ничего не осталось. И, кстати, занятно, что когда там стоял "Петрозавод", то это никого не волновало, а сейчас вдруг всех взволновало. О существовании крепости знали, между прочим, единицы людей, и это никакого не интересовало. В проекте строительства, насколько мне известно, и, что меня радует, предусмотрено некоторое сохранение этой крепости.
— Сейчас вы, по сути, опровергли одно из заявлений оппонентов проекта. А как Вы можете в целом оценить позицию противников проекта?
— "Охта центр" действительно — это современная доминанта. И мы не можем почему-то никак понять, что прогресс ведь идет и остановить его невозможно, поэтому во всех городах сегодня строятся небоскребы — это неизбежно и от этого никуда не денешься, этот процесс объективен. Каждый любит Петербург по-своему, и строит так, как он видит, поэтому любое строение в городе всегда было сопряжено с недовольством. Когда строили Большеохтинский мост, тоже было большое общественное недовольство: все говорили, что этот мост нарушает петербургские традиции и он нам не нужен. Так и любое неординарное строение в городе вызывает широкий резонанс. И если прислушиваться к мнению консервативно настроенных жителей, то мало чего можно добиться. Любые новые идеи всегда проходят через активное меньшинство, и только потом они овладевают массами. В целом, я очень хладнокровно отношусь к общественным бунтам.
— Каково будет, по-вашему мнению, отношение горожан к общественно-деловому центру в будущем, когда он будет построен?
— Народ неравнодушен к своему городу, все его любят, поэтому все новое нередко воспринимается в штыки. Так устроено общество, большая часть людей консервативна. Но, как только изменения происходят, к ним все очень быстро привыкают. Так было, например, с переименованием города из Ленинграда в Петербург. Многие также не хотели этого, а теперь нам сложно представить, что наш любимый город может называться по-другому. Так будет и с "Охта центром" — отношение граждан изменится в положительную сторону.