В истории нашего отечества парадоксальных праздников было немало. День освобождения Африки, Международный день кооперации, день сантехника… Новые времена радуют новыми нелепицами – Днем смайлика, День Петра и Февронии, объявленный официально «Всероссийским днем семьи, любви и верности» и, наконец, «День народного единства» — 4 ноября. Единства кого и с кем – понятно не слишком. Однако празднуем мы его уже пятый год подряд.
Появился этот праздник усилиями наших властей, старавшихся как можно скорей распрощаться с «призраком прошлого» — днем Великой Октябрьской Социалистической революции. При этом что праздновать взамен «крамольного» дня, было все равно. Поэтому в первой своей редакции «День народного единства» был Днем изгнания поляков из Кремля. Вот только в этом варианте он не прижился…
В принципе, понять представителей российской властной элиты можно. Каждый, оказавшийся у власти, стремится заручиться исторической поддержкой, по возможности избавившись от следов предшественников-конкурентов. В ход идут переименования улиц и городов, внедрение новых традиций, в том числе праздников. Причем, если в советское время все старое переименовывалось «по-новому», то у нас идет обратный процесс. Но смысл остается тот же – переназвать. Как угодно, лишь бы иначе.
Название от сердца
Вероятно, первому президенту России Борису Ельцину было очень тяжело на сердце оттого, что времена сменились, Советский Союз развалился, а народ продолжает отмечать ноябрьские праздники и ждать законных выходных. Поэтому в 1996 году, только-только встав с операционного стола, где ему была проведена операция на сердце, он подписал указ об учреждении нового «красного дня». В президентском Указе говорилось о том, что «Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны, поэтому, чтобы не допускать впредь противостояния между россиянами различных политических воззрений, «в целях единения и консолидации российского общества» 7 ноября объявлялся праздничным Днем согласия и примирения.
Реакция старшего поколения нашей страны была совершенно предсказуема: возмущение тем, что устоявшиеся традиции попираются и новая власть навязывает свои, не понятные и принимаемые обществом. Но особенности национального характера сыграли свою роль: большинство, обнаружив, что выходные не отменяют, махнуло рукой и решило, что «начальству виднее». Впрочем, это был только первый шаг.
Зачеркнуть семерку
Судя по всему, по мере становления новой российской властной элиты возникла идея полного отказа от коммунистического праздника. Поэтому осенью 2004 года депутаты Государственной думы вплотную занялись обсуждением даты и названия нового праздника. Выбор пал на 4 ноября – День Казанской иконы Божией Матери, который с 1649 года по указу царя Алексея Михайловича отмечался как государственный и был отменен большевиками после революции 1917 года. В поддержку высказался Московский и Всея Руси Патриарх Алексий II. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — сказал он. В качестве исторической справки: 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского, взяв штурмом Китай-город, изгнало из Москвы польских интервентов. Продемонстрировав, при этом, разумеется, единство и согласие.
27 декабря 2004 года проект закона был принят: «за» проголосовали 327 депутатов, а «против» — 104 (вся коммунистическая фракция). С 2005 года Россия отмечает день 4 ноября как государственный праздник.
Так с кем мы едины?
Осталось неясным одно: единство с кем мы празднуем? Не является ли этот прекрасный новый праздник замечательным поводом для того, чтобы, собравшись огромной толпой, идти изгонять откуда-нибудь инородцев? А то вот ведь, некоторые недопонимают. Первый пример недопонимания состоялся в Москве в 2005 году. Назывался он «Русский марш» — многотысячная демонстрация, прошедшая под выкрики «Слава России!» и «Зиг хайль!». Странно было бы ждать подобного 7-го ноября. А, между тем, с тех пор националистические движения воспринимают 4 ноября как свой профессиональный праздник и традиционно выходят на улицы городов. Хорошо еще, что большинство россиян относятся к нововведению скептически и с иронией, благодарно используя дарованный лишний нерабочий день. А день изгнания кого бы то ни было откуда бы то ни было, и даже день объединения для этого изгнания праздновать не торопятся.
«Если спросить у людей, выйдя на улицу, что такое день 4 ноября в истории страны, то мне представляется, что большинство опрошенных ответят, что ничего не знают, — комментирует это положение доктор исторических наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Сергей Фирсов — Праздник должен рождать простые и четкие ассоциации. Простые ассоциации, без сложных многословных объяснений».
P.S. Согласно данным общероссийского опроса ВЦИОМа, проведенного в октябре 2009 года, половина граждан России (51 %) не знает, какой праздник отмечается 4 ноября, а правильное название указали лишь 16 % опрошенных россиян.