Руководство петербургского «Водоканала» обязало часть своих сотрудников носить GPS-трекеры, позволяющие отслеживать их передвижения по городу. Случай показательный – одно из крупнейших государственных предприятий открывает дорогу эпохе тотального контроля за рабочим временем и деятельностью работников. В кризис вынужденная погоня за эффективностью вынуждает руководителей прибегать к методикам, знакомым из антиутопий Оруэлла и Замятина.

Скоро все будем ходить в ошейниках?

Руководство петербургского «Водоканала» обязало обходчиков водопроводных и канализационных сетей и инженеров-контролеров носить с собой GPS-трекеры — устройства, позволяющие отслеживать все их передвижения. В ходе общения с обходчиками и работниками аварийно-ремонтной бригады корреспонденту «В кризис.ру» удалось выяснить, что эти датчики были введены негласным приказом руководства компании. На данный момент GPS-трекеры есть у 40 работников отдела контроля. На условиях анонимности люди посетовали, что не хотят носить устройства, но данная мера является обязательной.

 

« На данный момент GPS-трекеры есть у 40 работников отдела контроля. На условиях анонимности люди посетовали, что не хотят носить устройства, но данная мера является обязательной»

Иван (здесь и далее имена работников вымышлены): «Сейчас вот только мы ругались! Не хотят люди брать эти браслеты, а их заставляют. Всем, кто на постоянной основе работает, их навязывают в обязательном порядке».

Василиса: «Мне, к примеру, дается список адресов, которые нужно обойти. Скажем, 5 дней — обход промышленных объектов, еще в течение 5-ти дней – обход объектов муниципального жилья и еще 5 – по ТСЖ. Сидит специальный диспетчер, который следит по электронной карте за перемещением работников. Я оформлена пока по договору, работаю мало и своего датчика слежения у меня нет, но я могла бы его взять».

Петр: «Датчики нам выдали, чтобы в обед не уходили домой. Направляют, например, по 30-ти адресам. Я ведь 30 адресов могу за день обойти, а могу и за два. Раньше я мог пораньше уйти, сейчас же — нет. Носить датчики заставляют всех».

 

« Корреспонденту «В кризис.ру» рассказали даже, что нескольким непокорным работникам, у которых трекеры в виде наручных браслетов «сломались», в офисе выдали другие трекеры. Их крепят уже на шее»

Корреспонденту «В кризис.ру» рассказали даже, что нескольким непокорным работникам, у которых трекеры в виде наручных браслетов «сломались», в офисе выдали другие трекеры. Их крепят уже на шее и, соответственно, избавиться от них или окунуть в воду (самая частая причина, по которой трекеры выходят из строя), стало невозможно. Якобы перед началом работы руководитель подразделения надевает работнику такой трекер-ошейник, а снимает уже после окончания смены. Впрочем, найти и сфотографировать хотя бы одного сотрудника «Водоканала» в принудительно прикрепленном «ошейнике» корреспондентам «В кризис.ру» не удалось.

Справка: GPS-трекер — компактное устройство для удаленного позиционирования со встроенными модулями GPS и GSM. Текущие координаты (широта и долгота) передаются либо через SMS на мобильный телефон, либо на персональный компьютер по сети Интернет посредством GPRS и затем используются картографическим ПО для отображения местоположения на карте. У стандартных трекеров есть три кнопки быстрого дозвона и одна кнопка экстренного вызова. Стоимость такого аппарата варьируется от 8 000 до 10 000 рублей.

Наказание за плохую работу

Сама по себе работа инженера-обходчика заключается в том, что утром он получает разнарядку с адресами, на которых должен снять показания со счетчиков водомерных узлов. Счетчики контролируют потребление воды в тех или иных коммерческих или государственных учреждениях, и, безусловно, доходы «Водоканала» во многом зависят от количества потребляемой воды. К тому же, несвоевременное снятие показаний может привести к аварии, — сообщили «В кризис.ру» в департаменте информационной политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Раздать трекеры «Водоканал» вынужден были в том числе и потому, что некоторые сотрудники не всегда ездили на указанные им адреса, зачастую записывали показания счетчиков из головы и сдавали эту неверную информацию утром следующего дня. Ясно, что такая работа сотрудников может вызвать недовольство любого руководителя.

Однако на этом функциональное значение трекера далеко не ограничивается. У новой технологии есть и целый ряд других преимуществ:

«Это позволяет, прежде всего, обеспечить безопасность сотрудников, которым по роду своей деятельности приходится посещать подвалы зданий, пустынные территории, — рассказали корреспонденту «В кризис.ру» в департаменте информационной политики ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». — GPS-трекеры снабжены аларм-кнопкой, нажав которую в случае опасности, работник подаст сигнал тревоги. Также использование этого оборудования предоставит возможность руководителям производственных управлений оперативно и оптимально решать вопросы о направлении дополнительных сотрудников на объект (соответствующее задание получат те сотрудники, которые в данный момент находятся ближе к месту производства работ). Кроме того, использование GPS-трекеров позволит предприятию наладить более эффективный контроль за качеством работы сотрудников (к примеру, недобросовестное выполнение обходчиками сетей своих обязанностей может привести, в частности, к авариям – не будет вовремя обнаружен открытый колодец, не будут своевременно выявлены какие-то проблемы на сетях)».

Современные технологии угрожают превратить мир в утопию

О том, что руководство крупных компаний стремится отслеживать работу своих сотрудников, в последнее время доводиться слышать все чаще. К примеру, по данным опроса, проведённого исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, более четверти (28%) российских компаний контролирует переписку своих сотрудников по корпоративной электронной почте, 7% отслеживают коммуникации при помощи интернет-мессенджеров, а 3% – даже общение по скайпу.

Практически каждодневно в интернете нам предлагается купить какую-нибудь новую систему слежки за сотрудниками – одна новинка лучше другой. К примеру, есть системы контроля, которые позволяют учитывать уровень активности сотрудника, сидящего в офисе, посредством контроля за нажатием клавиш на клавиатуре или мыши.

 

«Фактически, сегодня технологического потенциала достаточно, чтобы построить на Земле идеальный мир закона и порядка – тот утопический мир, который когда-то рисовали в своих произведениях Оруэлл («1984») или Замятин («Мы»).»

GPS-трекеры, видеокамеры, подслушивающие устройства и другие разнообразные устройства слежки за людьми – все это уже давно не диковинка из шпионских боевиков. Сегодня купить их может каждый, даже человек среднего достатка. А как велик соблазн для государства! Видеосъемка, осуществляющаяся чуть ли не на каждой из городских улиц, уже давно помогает правоохранительным органам раскрывать преступления. Фактически, сегодня технологического потенциала достаточно, чтобы построить на Земле идеальный мир закона и порядка – тот утопический мир, который когда-то рисовали в своих произведениях Оруэлл («1984») или Замятин («Мы»).

Все должно быть честно: пусть Кармазинов тоже носит GPS-трекер!

Редакция «В кризис.ру» обсудила с известными правозащитниками действия «Водоканала». Выяснилось, что Россия действительно начала движение к организации общества с системой тотального контроля.

Экс-председатель Комиссии по социальным вопросам петербургского парламента Наталья ЕВДОКИМОВА отмечает, что идея «Водоканала» — уже второй случай неправомерной слежки, который наталкивает на мысли об установлении эры тотального контроля.

«То, что инициировал «Водоканал», можно совершать только с согласия самого человека, — комментирует эксперт. — Если людям не нравятся эти устройства, если они не хотят их носить, а их обязывают, то это прямое нарушение свободы личности. И это нарушение закона, который говорит о неприкосновенности личности. Стоит сказать, что первая ласточка, которая подтолкнула нас к эпохе тотального контроля, была запущена Минсвязи. Они подготовили приказ о возможности перерегистрации фактических писем по требованию различных ведомств, включая ФСБ. Эта инициатива, к счастью, была опротестована Генпрокуратурой. Инициатива «Водоканала» — в каком-то смысле вторая ласточка. Обществу необходим порядок и свобода – совместить это очень сложно. И наша страна решила, что лучше порядок, чем демократия. Всегда проще просто запретить».

 

«Первая ласточка, которая подтолкнула нас к эпохе тотального контроля, была запущена Минсвязи. Эта инициатива, к счастью, была опротестована Генпрокуратурой. Инициатива «Водоканала» — в каком-то смысле вторая ласточка»

Заместитель начальника управления государственной защиты прав человека аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Ольга НОЯНОВА утверждает, что слежку в государстве устанавливают только за определенной категорией лиц, но никак не за простыми гражданскими людьми по воле руководителя.

«Я думаю, что, конечно, действия компании неправильны, — говорит г-жа Ноянова. — Это же не военнослужащие, когда в горячей точке необходимо установить их местонахождение. Или, к примеру, если подобные системы будут применяться для освобожденных заключенных, которые из мест лишения свободы будут выходить досрочно. То есть, это допустимо только в отношении строго определенной категории граждан. В нашем случае – речь идет об обыкновенных гражданских лицах. Я считаю, что это незаконно. Если это нигде не прописано, то это не является обязательным, и если человек на это не согласен, значит, это является нарушением его прав».

Впрочем, понятно, что согласие сотрудников на ношение трекеров слежения руководителям предприятий получить удастся – ведь всегда есть возможность поставить работника перед выбором – согласиться на такое правило работы или оказаться на свободном рынке труда.

Член Правозащитного совета Петербурга Юлий РЫБАКОВ предложил надеть GPS-трекер на Феликса Кармазинова:

— Это нарушение трудового договора со стороны «Водоканала», — поясняет Рыбаков. — Я думаю, что в договоре, когда они его заключали, не было ни слова прописано о том, что за работниками будут следить. В этом случае человек имеет право отказаться от ношения этого трекера. На мой взгляд, здесь свободная воля наемного рабочего — соглашаться с этим или же нет. Другое дело, что, скорее всего, это будет грозить сотруднику в дальнейшем неприятностями. Но, конечно, это нарушение прав человека. В это дело должен был бы вмешаться профсоюз и попробовать прописать в договоре пункт о том, чтобы все сотрудники носили такие приборы, вплоть до генерального директора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *