Свершилось! После долгих месяцев напряженных раздумий совет директоров General Motor наконец согласился на предложение консорциума Magna-Сбербанк по продаже 55% акций немецкого Opel (европейская «дочка» GM).
Первый крик о помощи со стороны Opel раздался еще в ноябре 2008 г. – тогда он был обращен прежде всего к властям ФРГ. Ситуация изменилась в начале весны, когда General Motors начал готовиться к возможности собственного банкротства и объявил о планах продать 55% акций Opel. Magna и Сбербанк откликнулись на предложение в конце апреля. Интерес к германской «дочке» GM проявляли также бельгийский инвестфонд RHJ International, итальянский автоконцерн Fiat и китайский BAIC.
Российско-канадскому консорциуму отдавали предпочтение германские власти, а также профсоюз Opel. Непосредственные же хозяева немецкого автопроизводителя, General Motors, первоначально высказывались в пользу соглашения с бельгийцами и с окончательным решением тянули.
«У топ-менеджмента компании GM были разные планы, поэтому никаких умышленных затяжек не было, — уверен старший аналитик УК «Финам» Дмитрий Баранов. — Ими рассматривалось несколько вариантов развития компании, в числе которых было и банкротство Opel, и возможность оставить компанию себе».
«Opel представляет собой качественный актив, поэтому GM до последнего момента искал пути по сохранению компании под своим контролем», — согласен аналитик «Кит ФИНАНС» Артем Лаврищев.
55% Opel за 500 млн евро
Теперь решение принято, однако окончательно сделка еще не заключена – соглашение будет подписано в течение нескольких недель. В ближайшее время сторонам необходимо согласовать ряд серьезных вопросов – прежде всего условия передачи российской стороне технологий и интеллектуальной собственности Opel (одно из главных требований Сбербанка).
«Данное решение далось очень непросто — и компании General Motors, и нам, — говорится в официальном заявлении главы Сбербанка. — Это были очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях — это документ свыше 1000 страниц. И говорить о том, что принято окончательное решение, рано. Это пока очень важный, промежуточный этап сделки».
«Говорить, что сделка состоялась нельзя, но принято решение, от которого стороны будут двигаться дальше», — комментирует ситуацию Дмитрий Баранов из УК «Финам».
Известно, что 55% акций немецкого автопроизводителя достанутся российско-канадской стороне за 500 млн евро, причем Сбербанк и Magna получат равные доли – 27,5%. Кроме того, правительство Германии готово выделить госгарантии в размере 4,5 млрд руб.
Судьба интеллектуальной собственности пока что под вопросом. Скорее всего, консорциум сможет использовать технологические разработки Opel на условиях выплаты роялти GM. Партнером выбрана российская группа ГАЗ – именно на ее заводе планируется наладить производство. Как сообщает газета РБК-Daily со ссылкой на источник в группе, специалисты Opel уже приезжали на производственную площадку ГАЗа, провели аудит и сертификацию мощностей и остались довольны результатом.
Зачем Сбербанку Opel
На самом деле доступ к технологиям – момент для российской стороны принципиальный. В Сбербанке неоднократно заявляли, что рассчитывают с их помощью оживить автопром.
«Если бы мы не видели в этом потенциально большую пользу для наших заемщиков и для нашего автопрома, то поверьте, мы нашли бы меньшую головную боль для покупки, — заявлял Герман Греф в июньском интервью Владимиру Познеру. – Это достаточно сложная, рискованная и беспрецедентная за всю историю России покупка. Она не связана с извлечением прибыли. Наш автопром слаб и неконкурентоспособен. Мы отстали на несколько технологических поколений. Догнать – возможности нет никакой. Без подобного рода связи с крупнейшим, самым современным концерном, я не вижу для него никаких шансов остаться в конкурентоспособном состоянии.
Отсюда две задачи. Первая – создать на базе технологий GM инжиниринговый центр, где будут разрабатываться новые модели двигателей, шасси, кузова и т.д. Если нам удастся это сделать, то мы получим новую генерацию инженеров, которая позволит создавать современную технику. Вторая – нам нужно создать вместе с Opel такой конгломерат, который будет производить в год 5-6 млн автомобилей. Сегодня Opel производит примерно 1,5 млн. Задача на ближайшие 5-6 лет – выйти хотя бы на 3 млн автомобилей с дальнейшей перспективой».
«Совершенно очевидно, что российский автопром по своим технологиям существенно уступает иностранным аналогам, — соглашается аналитик «КИТ Финанс» Артём Лаврищев. — Благодаря приобретению пакета Opel, российский автопром получает возможность познакомиться с опытом немецких коллег, однако российские реалии таковы, что далеко не все светлые идеи получают эффективное продолжение».
В то же время эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов полагает, что российский автопром к сделке не имеет никакого отношения, и главная цель, которую преследует Сбербанк – это прибыль от продаж автомобилей Opel.
«Сделка осуществляется не с целью передачи технологий российскому автопрому, — уверяет господин Баранов. — Целью является приобретение компании Opel и выпуск машин, их продажа и получении прибыли. Российский автопром здесь не фигурирует. GM вкладывал в развитие интеллектуальной собственности, и сейчас делиться просто так не намерен».


993813 736781It is difficult to get knowledgeable individuals with this topic, but the truth is could be seen as do you know what you are referring to! Thanks 775338