Несколько лет назад появилась такая шутка: «Может, нам исключить август из нашего календаря, чтобы не происходило столько катастроф?!» Август 2009 — не стал исключением в этом отношении. Трагедия на Саяно — Шушинской ГЭС, столкновение на авиасалоне МАКС-2009» двух истребителей Су-27, падение Як- 52 в Калужской области, теракт в Ингушетии 17 августа. Последним в череде катастроф стал пожар на перекачивающей нефтяной станции в Ханты-Мансийске.
Что это? Череда мистических совпадений? Тщательно спланированные операции? Или очередная демонстрация слабости российской власти? Эксперты в интервью «В кризис.ру» попытались понять, почему именно август месяц стал для России «кровавым»?
Трагедии следовали одна за другой
16 августа во время подготовки к Международному авиакосмическому салону «МАКС – 2009» в г. Жуковский Московской области в районе аэродрома «Раменское» в результате столкновения двух истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» погиб один пилот, а второй получил тяжелую травму. Погибший летчик-снайпер Игорь Ткаченко был одним из лучших пилотов России.
По одной из версий правоохранительных органов, всё могло складываться следующим образом: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров и, не рассчитав скорость, врезался. Однако по другой версии «ведомый» был не виноват – у «ведущего» отказало управление самолетом. Следствие по данному делу продолжается.
В тот же день, 16 августа, около 13:00, Светлана Сидоренко — чемпионка Европы, призер чемпионатов мира по самолетному спорту — погибла в авиакатастрофе самолета Як-52 в Калужской области. Вместе со Светланой на борту находился курсант из Ульяновска Антон Хачковский 1989 года рождения, он также погиб. По данному факту Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СКП РФ возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности при применении воздушного средства) УК РФ. Обстоятельства произошедшего выясняются.
17 августа, в 04:15 мск произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате сильнейшего толчка разрушился второй гидроагрегат и частично разрушилось здание машинного зала. Были сильно повреждены седьмой и девятый гидроагрегаты. Работы по ликвидации аварии продолжаются. На данный момент обнаружено уже 69 погибших, судьба еще 6 человек остается неизвестно.
В то же утро террорист-смертник, управляя автомобилем «Газель», во время построения личного состава тараном въехал во двор здания ГУВД Назрани и привел в действие взрывное устройство. От взрыва пострадали милиционеры, местные жители, дети. Погибли более 20 человек, ранения различной степени тяжести получили более 200 человек. На три дня в Ингушетии был объявлен траур.
Последней в череде катастроф стала трагедия на перекачивающей нефтяной станции в Ханты-Мансийском автономном округе. В субботу, 22 августа, из-за удара молнии загорелся резервуар с нефтью номер 7. Затем огонь перекинулся на резервуары 5 и 8. Пожар на станции не потушен до сих пор. При ликвидации два человека погибли, пятеро пострадали, судьба еще одного остается неизвестной.
Худшие времена для имиджа России
Пять серьезных трагедий всего за неделю. Такое случается не каждый месяц. Катастрофы действительно очень часто выпадают именно на август. Эта мрачная традиция ведет свое начало от путча 1991 года, и вот уже 19 лет в Новой России с приходом августа привыкли ждать беды.
19-21 августа 1991 г. – Августовский путч. ГКЧП предпринимает попытку свергнуть Михаила Горбачева с поста Президента СССР. Сопровождалась объявлением чрезвычайного положения на 6 месяцев, вводом войск в Москву, переподчинением местной власти назначенным ГКЧП военным комендантам, введением цензуры, а также ограничением ряда прав и свобод граждан.
17 августа 1998 г. – «черный вторник». Россия вынуждена объявить дефолт по внутреннему долгу. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, а банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода.
Август 1999 г. – Вторжение боевиков на территорию Дагестана. Начало Второй Чеченской войны.
12 августа 2000 г. — в Баренцевом море во время учений затонула подлодка "Курск". В момент катастрофы на борту находилось 118 человек. Все они погибли.
1-3 сентября 2004 г. — бесланская школа № 1 была захвачена террористами, 1128 детей и взрослых были взяты в заложники. В результате теракта погибли около 350 человек (из них половина — дети). Непосредственная подготовка к теракту велась преимущественно в августе.
9 августа 2007 г. – точка отсчета для кредитного кризиса. В этот день французский банк BNP Paribas сообщил инвесторам, что извлечь их деньги из фондов будет невозможность по причине "полного испарения ликвидности" на рынках. Жертвой начавшейся паники уже через несколько недель стал британский банк Northern Rock. ЕЦБ и ФРС пришлось пойти на вливание $90 млрд в фондовые рынки.
Август 2008 г. – начало обвального падения на российских биржах. 24 июля Владимир Путин пообещал «прислать доктора» к руководителю компании «Мечел», затем Россия открыто вмешалась в грузино-югоосетинский конфликт. В результате иностранные инвесторы стали спешно выводить деньги из российских фондов.
Каждый раз мрачные события, будь то теракты, катастрофы или финансовые потрясения, обнажают больные места нашей системы и наглядно показывают несостоятельность отдельных государственных структур. В большинстве своем катастрофы произошли по вине недосмотра. Ситуация в Ингушетии, безусловно, сложнее и уже стала главным поводом для критики российских властей.
«Кто бы ни стоял за этими нападениями, они продемонстрировали, насколько уязвимы южные республики России, а также показали, что московская политика назначения на должности руководителей республик влиятельных лидеров, которые родом из этих мест, таких как Евкуров, не дала результатов. Не удалось примирить мятежных боевиков, не удалось остановить межклановую борьбу», — комментирует ситуацию английская газета «The Independent» (статья от 18 августа, перевод inoСМИ.Ru).
Всё самое страшное уже произошло?
Между тем август продолжается. Многие готовятся к худшему и ждут новых трагедий. Редакция «В кризис.ру» решила поговорить с экспертами и услышать их мнение по поводу грядущих катастроф.
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго и третьего созывов Геннадий СЕЛЕЗНЕВ считает, что больше в августе ничего не произойдет, поскольку все самое страшное уже случилось. Главное, что волнует Селезнева – ужасающее состояние стратегических объектов РФ, которые могут принести еще немало жертв, если во время об этом не задуматься.
«Техногенные катастрофы еще 2-3 года назад предрекал Шойгу, говоря об изношенности ГЭС, железных дорог, аэропортов. Нужно было еще тогда вкладывать деньги в ремонт»
— После 1991 года, действительно, начались разного рода катаклизмы, связанные с августом. Но, к примеру, техногенные катастрофы еще 2-3 года назад предрекал Шойгу, говоря об изношенности ГЭС, железных дорог, аэропортов. Нужно было еще тогда не просто прогнозировать, а вкладывать деньги в ремонт. Что касается Саяно-Шушенской ГЭС, то еще раньше говорили, что там, якобы, есть трещина в основании плотины. То же самое и с Красноярской ГЭС. Ясно, что все наши крупные старые станции требуют к себе особого внимания. Но если посмотреть по всему году, то в нём, наверное, неприятностей было не меньше. Особенно если говорить об этом в контексте Кавказа – там в любой месяц и убийства, и подрывы, и теракты. А может быть, есть какие-то отморозки, которые подгадывают все специально к августу, понимая, что для людей август такой месяц, в который можно ожидать чего угодно?!
Профессор политологии из Европейского университета Владимир ГЕЛЬМАН говорит о том, что летом, в пору отпусков, качество работы чиновников снижается в разы. И, возможно, именно это и является причиной августовских несчастий.
«От суеверий мы должны отказаться. Всё закономерно и логично. Аварии и катастрофы происходят и просто в силу того, что есть какой-нибудь конкретный чиновник, который нарушил инструкцию»
— Понятно, что, с одной стороны, есть разного рода совпадения, касающиеся всяких финансовых и прочих катаклизмов. С другой стороны, что касается технологического аспекта, то качество всегда падает во время летних отпусков. Те же аварии и катастрофы происходят не только из-за природных проблем, но и просто в силу того, что очень часто есть какой-нибудь конкретный чиновник, который чего-то не сделал, нарушил инструкцию и т.д. Такого рода вещи существуют всегда, но летом, во время отпусков, ослабляется механизм контроля, а нагрузка у тех, кто работает, становится больше. Вообще же люди очень склонны к мистике и нумерологии и любят приписывать разным датам невероятные качества. Многие, к примеру, думают, что 13 числа обязательно происходит что-то плохое, но если мы посмотрим статистику, то окажется, что14 числа происходит не намного больше чего-то плохого, чем в другие дни. То есть от суеверий мы должны отказаться. Всё закономерно и логично.
Президент фонда «Центр политической философии», редактор отделов «Без политики» и «История» журнала «The New Times» Андрей КОЛЕСНИКОВ смотрит на ситуацию пессимистичнее всех и считает, что возможно продолжение террористических актов как на Северном Кавказе, так и за его пределами.
«Именно в августе и выявляются все болевые точки нашей экономики, нашего технологического состояния, изношенности основных фондов и т.д.»
— Судя по характеру катастроф, которые довольно разносторонни, можно еще ожидать всего, чего угодно. Есть, наверное, некая мистическая составляющая в этих событиях. Август и в самом деле стал символом нашего неблагополучия. Вся эта череда аварий и катастроф очень симптоматична. По сути, именно в это время и выявляются все болевые точки нашей экономики, нашего технологического состояния, изношенности основных фондов и т.д. Будто специально именно в это время устраивается демонстрация слабых мест. Но, по сути дела, только таким образом и можно обращать внимания на слабые места. Что касается того, как развиваются события в сфере террористических угроз, именно в этой области я не исключаю продолжения нагнетания ситуаций. Вполне возможно, что эта череда терактов может быть продолжена на Северном Кавказе.