АвтоВАЗ — снова в центре внимания. Конвейер остановлен, а СМИ предрекают волнения среди рабочих автозавода в связи с массовыми увольнениями, которые запланированы на осень. Корреспондент «В кризис.ру» Ирина Симонова побывала в Тольятти и убедилась, что этот город точно не станет колыбелью новороссийской революции.

Что такое Тольятти?

 Формально Тольятти не может считаться городом с моноориентированной экономикой. А фактически между городским округом и автозаводом существует неразрывная связь. Любое ЧП на предприятии немедленно отзывается за его стенами громким эхом. В общем, дела АвтоВАЗа касаются практически каждого тольяттинца.
 Кризис на автозаводе немедленно отразился на качестве жизни. Об этом, например, красноречиво свидетельствует ситуация, сложившаяся в местном стройкомплексе и на рынке недвижимости. В этом году замерли все тольяттинские стройки. Хотя жилье за год подешевело на 40%, двенадцать тысяч квартир так и остались невостребованными. Еще 300 тысяч готовых квадратных метров застройщики даже не вводят в эксплуатацию –  все равно никто не покупает.
 С начала года заметно, а именно на 25%, выросли тарифы на услуги ЖКХ и цены на продукты питания. Только по официальным данным, число безработных в Тольятти составляет 9,5 тысячи человек.

 Что происходит с АвтоВАЗом?

 Первый серьезный перерыв в работе вазовского конвейера случился в конце декабря 2008 года и продлился вплоть до начала февраля года нынешнего. Вторая остановка произошла буквально на днях – 3 августа. Если верить заявлениям вазовского начальства, на этот раз вынужденные каникулы на заводе закончатся 1 сентября.
 Причиной упомянутых сбоев явился кризис ликвидности, или по-народному «затоварка». В начале текущего года на складе предприятия скопилось 100 тысяч автомобилей, к настоящему дню – 85 тысяч при докризисной норме в 50-60 тысяч машин. За время первого простоя с грехом пополам удалось продать 20 тысяч авто. Сегодня сбыть готовую продукцию еще сложнее. Пока заводское руководство ломает голову над тем, как увеличить объем продаж, рабочие отправились в вынужденные отпуска. Правда, с сохранением двух третей от установленного размера заработной платы.
 Кстати, попытки вазовских генералов стимулировать всеми правдами и неправдами, в том числе и за счет государства, спрос на продукцию родного завода в самом Тольятти успехом не увенчались. Продажи по городу выросли всего на 5-7%.

 Что случилось в Тольятти 6 августа?

 6 августа в Тольятти состоялся митинг протеста. В нем приняли участие около трех тысяч вазовских рабочих. Инициатором акции выступили альтернативный профсоюз АвтоВАЗа «Единство», представители КПРФ, ЛДПР и тольяттинского политического движения «Декабрь» — словом, все общественно-политические силы города, противопоставляющие себя партии «Единая Россия». Напомним, тольяттинским лидером ЕР является глава автопредприятия Борис Алешин, а вожаком всех единороссов региона — экс-глава АвтоВАЗа, губернатор Самарской области Владимир Артяков.
 Собрание трудящихся прошло в далекой от официоза атмосфере, с шутками и смехом. Однако столь неформальный настрой не помешал людям одобрить и подписать коллективное обращение в адрес президента Медведева и премьера Путина с просьбой, во-первых, национализировать АвтоВАЗ, а во вторых, сменить действующее руководство предприятия на более профессиональное и совестливое. Под занавес акции прозвучали грозные слова о том, что, если голос народа не будет услышан в Кремле, следующий митинг мирным не будет.

 Что ожидает АвтоВАЗ осенью?

 По мнению некоторых наблюдателей, мощных народных возмущений в Тольятти не миновать. И сентябрь – самое подходящее время. Ведь очередной запуск вазовского конвейера ознаменуется массовыми увольнениями. По мнению экспертов, осенью штат рабочих на АвтоВАЗе могут сократить на 5, а то и на 10%. При этом средняя зарплата оставшихся «в строю» работников из-за сокращенного графика уменьшится уже не на одну треть, а на половину и будет меньше 7 тысяч рублей.
 Угроза потерять работу в первую очередь нависла над самыми молодыми и пожилыми вазовцами. Впрочем, заводская молодежь сама потянулась к проходной, не дожидаясь приказа. Народная молва утверждает, что с АвтоВАЗа уже уволились по собственному желанию порядка двух тысяч молодых людей. На очереди 10 тысяч работающих пенсионеров. Правда, ветеранам завода руководство планирует подсластить горькую пилюлю и готовит солидные выходные пособия.

 Что думают и о чем говорят тольяттинцы?

 1. Каким бы местом к рабочим АвтоВАЗа ни повернулась жизнь в условиях нарастающего на родном заводе кризиса, никаких массовых возмущений осенью в Тольятти не предвидится. Народ возьмется за вилы и обрезы только в случае, если в него самого начнут стрелять боевыми патронами. Люди понимают: АвтоВАЗ обречен на непопулярные меры. Грядущие увольнения – это, конечно, очень неприятно, но по-другому предприятию не выжить. Так что бить витрины магазинов, поджигать машины и призывать земляков к свержению власти вазовцы считают бессмысленным.
 2. Шумный митинг, случившийся в минувший четверг, — не предвестник революционного выступления масс в сентябре, а начало предвыборных баталий за депутатское кресло в губернской Думе, освободившееся после трагической гибели Анатолия Степанова. Местные политические деятели здраво рассудили: кто больнее пнет нелюбимое народом вазовское начальство, тот и больший урожай голосов на выборах соберет. Как говорится, одна политика – ничего личного.
 3. Намеки же, появившиеся на страницах «Русского Newsweekа» 3 августа, — плод буйной фантазии журналистов. Московский ОМОН в Тольятти не расквартирован, поскольку обстановка в городе не требует от властей столь радикальной реакции. Об этом же свидетельствует и штатный режим работы сотрудников местного УВД. Кстати, в рядах тольяттинских силовиков сейчас самый разгар отпусков.
 4. По слухам, на некоторые вазовские модели в регионах выросли длиннющие очереди. При этом та же народная молва утверждает, что добрая половина «затоварки» на складах АвтоВАЗа – абсолютный неликвид. Эта продукция в принципе не пользуется спросом у дилеров и потребителей. Причиной невостребованности обычно становятся неудачные цвет, комплектация или сами модели машин. Производство и накопление таких авто на заводских складах на фоне искусственного дефицита на востребованные модели – не что иное, как злой умысел со стороны вазовских боссов. Цель – техническое банкротство автогиганта. Это позволит им выгодно распродать все лакомые куски завода, а миллиардные долги оставить на том единственном, что с выгодой не продать, — легендарном сборочном конвейере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *