По данным Федеральной миграционной службы, количество трудовых мигрантов в России за полгода сократилось на 10%. Эксперты, опрошенные редакцией «В кризис.ру», уверены: в дальнейшем гастарбайтеров будет становиться все больше и больше. В кризис работодатели предпочитают увольнять квалифицированное коренное население в пользу мигрантов на птичьих правах и с мизерной зарплатой.
Их сократили, а они все едут и едут
Согласно данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в докризисном 2008 году в России было 14,2 млн иностранных рабочих. Больше всего трудовых мигрантов приехало из стран СНГ. При этом, ФМС знает, что в стране находилось еще около 4 млн нелегальных мигрантов. По неофициальным данным, их могло быть гораздо больше — от 10 до 20 млн. человек.
Самое резкое уменьшение количества мигрантов произошло в декабре 2008 года — (минус 13% в сравнении с 2007 годом). Тогда работодатели произвели наиболее массовые увольнения гастарбайтеров. В первые месяцы 2009 года сокращали уже в несколько раз меньше трудовых мигрантов.
Раньше мигранты ехали в Россию в основном с романтическими целями: накопить на свою свадьбу или на свадьбу сестры, помочь брату купить дом. Теперь же все куда хуже. «У нас дома нечего есть, я кормлю свою семью и семью сестры, у которой муж на стройке в Питере покалечился. У меня двое детей, у них трое. Я отправляю туда почти всю зарплату, оставляю копейки. И они реально там на нее живут», — признался в беседе с нашим корреспондентом один из строителей-гастарбайтеров.
«…Если у нас в стране кризис, то можно представить, что творится в таких странах, как Таджикистан и Узбекистан, там людям жрать вообще нечего» |
В свою очередь, аналитики не считают оскудение миграционных потоков постоянным трендом. Так, начальник отдела по связям с общественностью Комитета миграционного контроля Петербурга Дамир Хамзин уверен, что количество гастарбайтеров не уменьшится.
-Как прибывали поезда и самолеты, битком набитые людьми, ищущими работу, так и прибывают. Люди едут массово, — говорит Дамир Хамзин. — С другой стороны, если у нас в стране кризис, то можно представить, что творится в таких странах, как Таджикистан и Узбекистан, там людям жрать вообще нечего.
Руководитель центра социальной политики Институт экономики РАН Евгений Гонтмахер отмечает, что сокращения трудовых мигрантов действительно были, особенно в строительстве и торговле. По его мнению, определенное (впрочем, не очень значительное) число рабочих мест гастарбайтеров будет занято нашими соотечественниками из малых и средних городов — прежде всего в рамках «отходничества» — временной занятости в неформальном секторе: ремонте квартир, строительстве дач.
«Но в целом несколько миллионов мигрантов даже в условиях кризиса в России останутся, например, в коммунальном и сельском хозяйствах, общественном транспорте, отчасти в торговле»,- подчеркивает господин Гонтмахер.
Тенденция настораживает
Большего всего экспертов волнует другая опасная тенденция. Из-за протекционистских действий правительства по сокращению рабочих квот на иностранную рабочую силу может увеличиться количество нелегальных мигрантов. 4 декабря 2008 года в прямом эфире программы «Разговор с Владимиром Путиным» глава правительства РФ заявил о том, что квоты на 2009 год могут быть сокращены минимум на 50%. Позже еще одно заявление о сокращении рабочих квот прозвучало из уст вице-премьера Сергея Иванова, в итоге квоты действительно были сокращены.
«Сокращение квот — ошибка, так как временных мигрантов наверняка будет больше 2 миллионов. Тем самым значительная их часть вынуждена стать нелегалами. А вот если бы квоты были прежние (4 миллиона), то нелегальная трудовая занятость мигрантов была бы сведена к минимуму», — уверен Евгений Гонтмахер. Согласен с ним и Дамир Хамзин: «Подрезание квот ведет к увеличению нелегалов. Это всем известно».
«С начала 2009 года в Петербург прибыло 300 тысяч иностранцев, что в 4 раза больше, чем за такой же период прошлого года» |
В Петербурге ситуация с мигрантами ухудшается месяц от месяца. По данным УФМС по Петербургу и Ленобласти, с начала 2009 года в регион прибыло 300 тысяч иностранцев, что в 4 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Правда, этот показатель учитывает и туристов, и бизнесменов. Но вряд ли это увеличение — следствие обострения деловой и туристической активности.
За 3 первых месяца прошлого года на миграционный учет было поставлено 152 тысячи человек, за три месяца кризисного 2009 — почти 157 тысяч. Разрешений на работу в первом квартале прошлого года было выдано около 44 тысяч, а за три месяца 2009 — почти 40 тысяч.
В свою очередь, как писали петербургские СМИ, и.о. начальника УФМС по Петербургу Андрей Бакуменко отметил и другую тенденцию: с конца года количество городских вакансий сократилось в три раза при сохранении прироста высвобождающихся мест. Также несколько снизилось количество оформленных разрешений на работу. Другими словами, посчитал господин Бакуменко, наблюдается тенденция, когда иностранные граждане легально въезжают на территорию города, а остаются здесь уже на нелегальном положении.
С гастарбайтерами плохо, без них — еще хуже
Вообще, наступление на мигрантов пошло и на других фронтах. Так, Совет Федерации намерен внести в Госдуму законопроект об обучении мигрантов русскому языку «за их счет и за счет их работодателей». Позиция властей Москвы по поводу гастарбайтеров также известна. Вслед за центром мэр столицы Юрий Лужков потребовал сократить квоты для трудовых мигрантов в столице и освободить таким образом рабочие места для москвичей.
В Петербурге недавно также заявили о планах по выдворению незаконных мигрантов. Градоначальница Валентина Матвиенко посчитала: дабы не ухудшать криминогенную обстановку в городе, необходимо срочно предпринимать меры. Вместе с тем, эксперты такой подход не считают перспективным.
«Нет, без мигрантов обойтись нельзя. Слишком сложна демографическая ситуация в том смысле, что падает число людей трудоспособного возраста, ухудшается состояние здоровья населения. Одних инвалидов у нас в России уже 13 миллионов человек», — говорит Евгений Гонтмахер.
Дамир Хамзин также считает, что власти крупных городов не смогут отказаться от трудовых мигрантов, особенно с учетом менталитета россиян: «Мигранты из Узбекситана и Таджикистана берутся в основном за грязную работу — дворников, чернорабочих, куда наше население не загнать. Гастарбайтеры готовы работать за копейки, причем подходят к работе ответственно — не пьют, не прогуливают, не качают трудовые права, что вполне устраивает работодателей».
Строители не справятся
В свою очередь, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан отмечает, что строительная отрасль города полностью зависит от трудовых мигрантов. Раньше трудовые ресурсы пополнялись системой профессионального обучения и так называемым «организационным набором рабочей силы». Это происходило в основном за счет населения из малых городов и сельской местности. В последние годы такой приток прекратился. Строительные ПТУ расформированы, оргнабор не ведется, и трудоемкие работы, необходимые для строительства, взяли на себя мигранты из стран СНГ.
— Во-первых, из 70-80 тысяч таких мигрантов официально оформлены не более 15-20 тысяч, остальные — совершенно бесправны, не имеют места жительства и получают мизерную зарплату, — объясняет ситуацию Лев Каплан. — Во-вторых, наши исследования показывают, что среди мигрантов, трудящихся на стройках не более 10-15 % имеют хоть какую-нибудь строительную специальность. Встречаются врачи, учителя, пастухи. Особенно проблема мигрантов обострилась в условиях кризиса. Как это ни парадоксально, владельцы многих строительных компаний предпочитают увольнять высокооплачиваемых петербуржцев, оставив на работе бесправных мигрантов с мизерной зарплатой.
Маршруточники: идите сами поработайте
В среде петербургских перевозчиков также уверены, что без мигрантов не обойтись. Хотя официально комментировать этот момент ни в одном крупном предприятии не захотели, сами водители отмечают две тенденции.
«Да, действительно, чтобы стать «водилой» маршрутки надо либо иметь хороших знакомых, либо заплатить — и очень много. А этих набирают оптом. Злость даже берет. Все заполонили. Но, с другой стороны, вы думаете, эта работа — сахар? Да, мы немало зарабатываем, даже в кризис, но знаете какие у нас условия? Встаешь в четыре утра, ложишься в час ночи. Пить нельзя, наши многие парни не выдерживают. Идите, сами поработайте», — рассказал нашему корреспонденту один водитель.
А вот комментарий на одном из известных автомобильных форумов:
«Сам работал в маршрутке 3,5 года в С-Петербурге (Петербуржец). 1 год на маршруте так себе (35000 р. в месяц) , потом попал на нормальный маршрут(от 55 до 65 т.р). График работы 2/2. Работа действительно адская. У каждого маршрута есть план, сумма зависит от многих факторов (тип а/м — «Газель» или более вместимая машина, чем больше мест, тем выше план, сам маршрут). План сдается с утра, и вперед. Если все написать, то у Вас волосы дыбом встанут. У меня рабочий день начинался с 6-00, чтобы в 7-00 быть на кольце, в 6-00 я был в парке, а вставал в 5 и до 1 часа ночи на линии, чтобы денег заработать. Потом в парк и домой (правда, многие прямо в авто спали, чтоб побольше поспать). А теперь прикиньте встал в 5 а лег в 2. Нормально? Да, при графике 2/2 еще терпимо. Второй день отмучился а потом отсыпаешься. Только бывали дни 2/3 или 1/3 — сменщик заболел и выдергивают на работу. А у нас ребята были (горячие каказкие,узбекские,киргизские парни) которые и 1/4 работали: 1день — отдых, 4 — работа. Я когда спрашивал, как вы работаете, ведь тяжело? Мне отвечают: ты местный, у тебя семья-друзья, а у меня все дома, а сюда я приехал деньги зарабатывать».
Справка: по оценкам Комитета миграционного контроля Петербурга в городе около 30-40 тысяч граждан Таджикистана. Из Узбекистана мигрантов — примерно в 3 раза больше. Украинцев, белорусов и молдаван — до 100 тысяч. Киргизов и казахов — до 20 тысяч, причем речь идет именно о тех, кто работает. Это, в основном, грузчики, чернорабочие, дворники, строители. В общем, мигранты составляют около до 20% населения города — то есть до 1 миллиона человек. При этом вычленить тех, кто реально учится или занимается бизнесом, сложно. Еще одна справка: от 70% до 90% профессиональных водителей в Петербурге — из стран ближнего зарубежья.
Естественно, такой социальный перекос может в кризисные времена привести к взрыву в отношениях коренного населения с мигрантами. Однако пока соотечественники не торопятся занимать непрестижные рабочие места. «В кризис.ру» будет следить за развитием этого социального конфликта.
Светлана Коваленко, «В кризис.ру»