«Кризис — это не только проклятие, но и благословение». С таким заявлением выступил патриарх Московский и вея Руси Кирилл на пресс-конференции в Калининграде. По его мнению, кризисная ситуация поможет людям изменить отношение к труду. «Он даст людям задуматься, переоценить ценности. Думаю, в каком-то смысле кризис может помочь нашим людям выработать правильное отношение к труду».
Помимо всего, Святейший выразил надежду на то, что кризис может повлечь долгожданные изменения в экономике страны. «Кризис проткнет, наконец, тонкую искусственную оболочку мыльного пузыря, под которой ничего нет — виртуальная экономика. Мы, конечно, должны перестроить свою экономику, должны выйти из этого виртуального измерения», — сказал Кирилл.
Патриарх не обошел и один из главных вопросов: насколько сильно коснулся экономический кризис РПЦ. «Кризис отразился на церкви примерно в тех же пропорциях, что и на государстве, поскольку церковь — это органическая часть общества. Мы пока еще не чувствуем всей боли кризиса, но прозреваем перспективу и считаем, что должны готовиться, что, возможно, произойдет существенное сокращение церковных программ. Но церкви не привыкать к трудностям», — сообщил предстоятель РПЦ.
Редакция «В кризис.ру», в свою очередь, решила обратиться к представителям различных конфессий и религиозных организаций, чтобы узнать, насколько материальный кризис затронул сферу сакрального. А самое главное – попыталась понять, как духовная сторона нашей жизни может помочь бороться с сугубо мирскими заботами.
Настало «время очищения»
Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери и председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин отметил несомненное влияние финансового кризиса на некоторые направления церковной деятельности. «Проекты, которые осуществляются Церковью или под какой-либо церковной эгидой и которые требуют материальных вложений (будь то строительство или реставрация храмов, издание книг, СМИ, опять-таки ряд социально значимых проектов) — они, безусловно, терпят трудности, так как Церковь не печатает своих денег, а является, как сказал Святейший, неотъемлемой частью общества, и деньги, которые имеются в Церкви, являются добровольными пожертвованиями людей».
Что касается богослужений, проповедей, миссионерских и просветительских проектах – тот тут кризис на деятельность Православной Церкви никак не повлиял. «Разве что в проповеди, если она ориентируется на злобу дня, что логично, добавилась дополнительная «нота»», — отмечает отец Александр. При этом, однако, цены на церковные товары в ближайшее время повысятся – в этом отношении церковные структуры идут с небольшим отставанием от светской сферы.
«Еще недавно о том, что слово «кризис» в переводе с греческого означает «суд», знал лишь узкий круг филологов-классиков, да библеисты. Теперь об этом во всеуслышание говорится в светских аудиториях» |
Отец Александр солидарен с патриархом и считает кризис определенным благом для некоторых людей. «Еще недавно о том, что слово «кризис» в переводе с греческого означает «суд», знал лишь узкий круг филологов-классиков да библеисты, работающие с оригинальным греческим текстом Нового Завета. А теперь об этом во всеуслышание говорится не только с церковных амвонов, как это делает Патриарх (еще в бытность Патриаршим Местоблюстителем, когда служил на Рождество Христово), но и в самых светских аудиториях. Нужно, правда, иметь в виду, в каком смысле суд. Лучше всего пояснить словами Евангелия от Иоанна: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы»(Ин. 3, 19). Имеется в виду суд как время, когда вещи называются своими именами, когда, пользуясь сравнением Его Святейшего, лопаются мыльные пузыри надуманных финансовых схем, берущихся из ничего сверхприбылей. Иными словами, это время очищения», — убежден отец Александр
Главная задача для церкви в кризисное время, по мнению протоирея, должна состоять в том, «чтобы в условиях очередных трудностей направить мысли людей в направлении истинной духовности, источник каковой — во Христе и в Его Евангелии». «В эпоху трудностей у людей обостряются религиозные чувства, но ведь общеизвестно, что религиозные чувства могут проявляться очень по-разному. Например, построение «светлого будущего» под коммунистическими знаменами тоже было религиозным феноменом, который питался сначала трудностями в 1920-е, потом трудностями в 1930-е, потом трудностями в 1940-е годы и т.д. Спекуляция на этих трудностях — почва для процветания лжерегиозного «бизнеса»», — объясняет Александр Сорокин.
За Всемирным Потопом последовал Экономический Кризис
По словам председателя Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марка Давидовича Грубарга, кризис не мог не повлиять на деятельность синагоги. «Синагога – учреждение не только духовное, но и социальное. Наш отклик на кризис – это еще большее усиление социального направления нашей деятельности. Мы увеличиваем количество сотрудников в наших благотворительных службах. Собираем дополнительные средства, чтобы увеличить количество предоставляемых Большой Хоральной Синагогой бесплатных обедов. Расширяем возможности для приема людей, приходящих к нам за советом и утешением», — рассказал он.
«В эпоху кризиса люди становятся отзывчивей, добрей, они больше стремятся к вечным ценностям. Экономический кризис всегда дает толчок религиозной жизни, побуждает обратиться к Всевышнему» |
По словам председателя общины, количество прихожан в синагогу в кризисное время увеличилось. Более того, на еврейские праздники, уроки Торы и молитвы в Синагогу теперь приходит намного больше людей. «В эпоху кризиса, как это ни парадоксально звучит, люди становятся отзывчивей, добрей, они больше стремятся к вечным ценностям. Поэтому экономический кризис всегда дает толчок религиозной жизни, побуждает человека задуматься о вечных ценностях, обратиться к Всевышнему», — объясняет Грубарга.
Любопытная особенность влияния кризиса на жизнь петербургских иудеев – рост цен на кошерные продукты, произведенные за рубежом. По словам Марка Грубарга, важно сделать так, чтобы большинство кошерных продуктов производилось в России. Не так давно общине удалось наладить в Петербурге производство кошерного слоеного теста, которое раньше можно было закупить только в Израиле.
«Из инструмента деньги превратились в идола. А Бог не терпит идолопоклонства. Другое дело, что предназначение кризиса – не покарать людей, а преподнести им урок, вывести на новый уровень» |
Впрочем, священное, безусловно, превыше мирского. Главное в сложившейся ситуации – научить людей спокойнее относиться к кризису, объяснить им причины кризиса и помочь нацелиться на лучшее. «С точки зрения иудаизма, Всевышний ставит человечество в ситуацию кризиса, когда недоволен поведением людей. Он как бы исправляет некую диспропорцию, возникшую между духовными, этическими моментами в отношениях между людьми и накопленными материальными благами. Недаром в Талмуде сказано: “Деньги – это лестница. Вы можете подняться по ней вверх, а можете опуститься вниз”. Мы видим, что в докризисном обществе возник целый культ денег, который является не чем иным как поклонением “золотому тельцу”. Из инструмента деньги превратились в идола. А Бог не терпит идолопоклонства. Другое дело, что предназначение кризиса – не покарать людей, а преподнести им урок, вывести на новый уровень. История человечества изобилует такими примерами. Например, первый в истории кризис – Всемирный Потоп – закончился расселением людей по земле и становлением человеческого общества».
«Кризис – кармическое явление»
По словам, настоятеля Санкт -Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» Буды Бальжиевича Бадмаева, кризис заставил приостановить некоторые проекты по реставрации храма. «Сейчас мы находимся в режиме экономии, к тому же очень уменьшились подношения храму, так как стало много бедных людей. А государство по-прежнему не оказывает нам никакой финансовой помощи».
Впрочем, настоятель уверен: кризис – отличный повод для проведения духовной работы над собой. «Люди понимают, что кризис для них — некая духовная практика, — поясняет Бадмаев, — преодолев кризис, человек становится сильнее духом. В это время испытываются многие человеческие качества: терпение, умение преодолевать трудности, поэтому для религиозной практики кризис – это возможность крепить себя духовно». Косвенно подтверждает эти слова и тот факт, что в кризисное время количество людей, приходящих в «Дацан Гунзэчойнэй», значительно увеличилось. «Людям нужен храм, они хотят знать, что же им делать дальше», — отмечает настоятель.
«Общество поклонялось лишь одному божеству — Зеленой бумажке. Культ денег заменил собой всё и стал самым главным, что говорит о нравственной болезни общества» |
По нашей просьбе Буда Бадмаев дал свой совет, как правильно воспринимать жизненные трудности, возникающие в связи с кризисом. «Важно понять, что кризис – кармическое явление. Кризисы экономические имеют такую же природу, как, к примеру, природные катаклизмы. Мы живем и не знаем, что в будущем будет несчастье. Мы уже научились жить в долг. Люди брали кредиты на всё, что можно купить, а потом не могли оплачивать свои кредиты. Люди жили сегодняшним днем, ничто не предвещало для них беды. Мы уже научились жить в долг. Помимо всего, общество поклонялось лишь одному божеству — Зеленой бумажке. Культ денег заменил собой всё и стал самым главным, что говорит о нравственной болезни общества.
В храме мы говорим о том, что да, каждый из нас занимался каким-то делом и вдруг всё это исчезло и вас уволили. Но теперь нужно искать собственные источники благоденствия, то есть необходимо учиться чему-то новому. В нашей жизни очень много грехов, возможно человек нагрешил в прошлой жизни и сейчас расплачивается за это. Во всем виновны только мы сами, нельзя обвинять кого-то. Главный наш совет: нужно успокоиться, ведь покой – духовная основа. Когда человек успокаивается, его разум сразу же трезвеет».
Чувство братства поможет справиться с кризисом
Мировые финансовые проблемы с точки зрения правоверного мусульманина объяснил «В кризис. Ру» эксперт по вопросам Мусульманского права, независимый лидер мусульман в Петербурге и Ленобласти, шейх Валиулла Бекяшев.
«Одной из основных причин финансово-экономического кризиса в мире является несправедливое распределение прибыли. Призыв Ислама к братству, социальной и экономической справедливости несовместим с неравенством в распределении прибыли. Такое неравенство уничтожает, а не поощряет чувства братства, которые Ислам стремится создать».
«Рыночная система должна быть изменена. Необходимо согласовать её с идеалами Ислама, насколько это возможно» |
Бекяшев разделяет распространенную идею мирового экономического сообщества о необходимости реформирования действующей финансовой системы. Однако в его понимании рынок следует согласовывать отнюдь не с экономическими построениями, а с нравственными идеалами. «Рыночная система должна быть изменена. Необходимо согласовать её с идеалами Ислама, насколько это возможно. Недостатки рынка можно удалить только при появлении здорового общества, что в большей степени должно быть достигнуто изменением экономической системы и морали, что также включает в себя нормы социальной и экономической справедливости, справедливого распределения доходов и богатства и социальное благосостояние».
«Харе Кришна Харе Рама» в кризис говорят всё чаще
Как выяснилось, кризисная ситуация заставляет приходить людей не только в храмы, где проповедуют традиционные религии. Вице-президент централизованного религиозного объединения вайшнавских общин «Центр обществ сознания Кришны в России» брахман Сергей Зуев (Радха Дамодар Дас) убежден: «кризис заметно облегчает духовный поиск тем, кто к нему готов, кто ищет Бога. Можно с уверенностью сказать, что число интересующихся храмом Кришны заметно увеличилось. Больше стало покупаться духовной литературы, увеличился поток людей в храм. На наших праздниках и даже в будни стало появляться куда больше людей, чем раньше. Причем многие из них задают серьезные вопросы, из которых видно, что этот человек не случайный прохожий».
«Кризис плохого рождения, постоянных болезней, болезненной и немощной старости и неизбежной смерти, в конце концов, – куда большая реальность, нежели рекламный гламур и лицемерие политиканов, обещающих манну небесную, но без Бога» |
Г-н Зуев предпочитает именовать сложившуюся ситуацию не «кризисом», а «депрессией». Жизнь в материальном мире — сама по себе кризисное явление, объясняет он. Это явно не атмосфера духовного мира, где нет тревог. «Кризис плохого рождения, постоянных болезней, болезненной и немощной старости и неизбежной смерти, в конце концов, – куда большая реальность, нежели рекламный гламур и лицемерие политиканов, обещающих манну небесную, но без Бога. Вечная душа в клетке бренного тела – серьезнейший кризис сам по себе. Однако вайшнавская традиция – это религия жизнерадостная, счастливая. Парадокс? Отчасти да. Но он и объясним. Просто человек, живущий Богом, обретает высший, духовный вкус, который делает его счастливым даже в годы всеобщей депрессии», — поясняет брахман.
Не все простят Богу кризис
Как выясняется, кризисная ситуация дала неплохой толчок к тому, чтобы люди обратились за помощью к религии. Впрочем, по мнению профессора СПбГУ, доктора исторических наук Сергея Фирсова, ситуация далеко не так однозначна, как может показаться на первый взгляд: «В кризисное время перед верующим человеком может остро встать проблема оправдания Бога за те страдания, которые он переживает. Далеко не всегда, если жить становится хуже, люди идут в церковь, а если лучше – от церкви отказываются. Нельзя напрямую связывать кризис и религию. В сложную эпоху, во время кризиса проблема теодицеи (т.е. оправдания Бога) может встать с тем же успехом, что и вера. И как это было свойственно прошлому времени, так это может быть свойственно и времени новому».
Карина Белоусова, «В кризис.ру»