Проблемы, спровоцированные кризисом, докатилась и до отрасли, которая в последние годы стала творческим лицом Петербурга – мультипликационного производства. Одна из главных причин – падение спроса на продукцию, ведь граждане не скрывают, что в первую очередь готовы экономить на собственных развлечениях. Анимационные студии идут общим путем, сокращая сотрудников и их зарплаты.
Так, одна из крупнейших городских студий анимации «Петербург», создатель легендарных «Смешариков», оказалась под прямыми кризисными лучами. Руководство компании не жаждет обсуждать свои трудности с прессой, что, вероятно, также можно счесть лишним признаком наличия проблем. Гораздо общительней – простые сотрудники студии.
Как пожаловался корреспонденту «В кризис.ру» один из рядовых творцов, количество новых разработок «Петербурга», единственной в России компании, где производство идет в современном цифровом формате, урезано до половины прежнего объема. О размерах проблем можно судить по тому, что раньше студия, согласно ее же официальной информации, была способна выпустить до 30 минут «готового материала» в месяц.
Сохранившиеся проекты тоже оказались «в подвешенном состоянии», финансирование для них только «ожидается». А на продукцию «текущего ассортимента» спрос, пусть незначительно, но снижается. Нужно учесть еще и то, что цена на новые партии мультипликационного товара в российском эквиваленте растет вместе с курсом доллара. Ведь большинство продуктов «Петербурга» обретает «материальные формы» за рубежом.
«Производство на студии «Петербург» пришлось урезать на 50 процентов, спрос на продукцию снижается, цены — растут» |
Из-за уменьшения бюджета и объема работ одновременно, «Петербургу» пришлось под корень ликвидировать ежемесячные премии персоналу и сократить часть сотрудников. Увольнения произошли на студии еще в декабре прошлого и начале этого года. До начала кризиса непосредственно в «Петербурге» работали 80 «творческих специалистов».
СПРАВКА
Студия «Петербург» основана в 2003 году, уже после того, как появился проект «Смешарики», для развития мультсериала. Тогда же и для тех же целей появилось ООО «Смешарики» (владельцы – продюсер Илья Попов, художники Анатолий Прохоров и Салават Шайхинуров). Группа компаний в итоге разрослась до 7 предприятий, где работают 400 человек. На сегодняшний день выпущено больше 200 серий, 3 млн копий видеодисков и аудиокниг по мотивам мультфильма, издано более 200 книг тиражом около 7 млн экземпляров. С 2005 года выпускается ежемесячный журнал «Смешарики» (тираж 2 млн экземпляров в год), детские компьютерные игры и т.д. Лицензию на производство товаров под брендом «Смешарики» имеют также 70 сторонних компаний.
Инвестиции в бренд «Смешарики» оцениваются в 35 млн евро. А годовой оборот группы компаний – в 100 млн долларов.
По данным СМИ.
Не пожелавший разглашать свою фамилию сотрудник студии поделился с «В кризис.ру» своими наблюдениями: «Руководство, судя по всему, разрабатывает антикризисную программу, но что из этого выйдет – не ясно. Компании подчинено несколько юридических лиц, возможно, будут ликвидированы «слабые звенья».
Тем не менее, аниматоры гарантируют выход еще 60 серий «Смешариков». Кроме того, в «Петербурге» уже начали «рисовать» полнометражную мультипликационную ленту «Долгая дорога домой».
Несколько спокойней, судя по эмоциям сотрудников, ситуация на другой петербургской студии – «Мельнице». Она, напомним, известна «полнометражками» («Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей Разбойник»), а также сериалом «Приключения Лунтика и его друзей». Тем не менее, компания, которая делает большую ставку на прокат, также попала под влияние финансового кризиса.
Один из создателей «Лунтика» из-за этого уже покинул «Мельницу»: «Кризис ударил по заработкам и рабочему настрою. В лучшие времена, когда зарплата была всё же конкурентной, мы много работали. Но это специфика творческого труда – он не нормирован. А сейчас работаешь столько же за гораздо меньшие деньги». С нового года зарплата урезана на 30%.
СПРАВКА
Студия анимационного кино «Мельница» создана в 1999 году «Миди-синема» и кинокомпанией СТВ. Главное прокатное достижение – полнометражный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», который побил рекорд по собираемости доходов (10 млн долларов). Более плотно сотрудничает с инвесторами и государственным капиталом: трилогию о былинных богатырях на 40% спонсировало министерство культуры РФ, «Федота-стрельца» – частично Первый канал телевидения. «Лунтик» — совместный проект с телеканалом «Россия», где и выходит сериал.
Среднегодовой оборот «Мельницы» оценивается в 10 млн долларов.
По данным СМИ.
Сейчас студия строит еще один студийный комплекс и начинает анимационный проект «Три богатыря». Кроме того, «Мельница» пытается идти путем «Петербурга» и расширить линейку продукции: производить компьютерные игры по мотивам студийных проектов, книжки и игрушки. Однако проигрывает пока «Смешарикам». А на прокатные проекты рассчитывать не приходится.
Об этом говорит один из авторов «Мельницы», известный мультипликатор Константин Бронзит, чей анимационный фильм «Уборная история — Любовная история» («Lavatory-Lovestory») был номинирован в этом году на «Оскар». «На голливудские шедевры люди идут. А вот «День рождения Алисы» производства «Мельницы» провалился. На него сходили 150-200 тысяч зрителей при затратах в 2-3 миллиона долларов. «Сказ про Федота Стрельца» собрал 2 миллиона зрителей – тоже очень мало».
«На голливудские шедевры люди идут, а «День рождения Алисы» производства «Мельницы» провалился» |
Удивляться снижению интереса россиян к походам в кинотеатры и покупке дорожающих мультфильмов, видимо, не стоит. Согласно исследованиям компании IFORS, которая провела инициативный социологический опрос полутора тысяч жителей трех крупнейших городов, москвичи, петербуржцы и обитатели Нижнего Новгорода в кризис намерены ограничить себя в развлечениях. Экономить на посещениях кино, театров и концертов собираются больше 26% жителей столицы, половина населения Нижнего Новгорода и 42% петербуржцев. Соотечественники обещают отказаться от развлечений вторым пунктом после путешествий.
«Согласно данным социологов, солидный пласт жителей крупных городов собирается экономить именно на развлечениях – то есть походах в кино и театры» |
Среди общих проблем аниматоров – и сокращение государственного финансирования. Эту проблему обсудили недавно столичные мультипликаторы, собравшись за круглым столом в московском Доме кино. По словам большинства участников мероприятия, то, что министерство культуры отказалось в кризис финансировать создание анимационных картин, скажется на большинстве производителей. Бюджетная поддержка служила большим подспорьем. Москвичи, однако, пришли к выводу: безвозвратные государственные вливания, скорее, расхолаживали и продюсеров, и студии. Возможно, усложнение обстановки заставит их искать новые методы конвертации результатов творчества в доходы.
Карина Белоусова, «В кризис.ру»