Заинтересованные наблюдатели со смаком обсуждают вероятность отъезда Валентины Матвиенко из Петербурга чуть ли не с момента ее всенародного избрания губернатором в 2003 году. До 2008-го, однако, досужие пересуды о смене главы города служили, скорее, лишь поводом поупражнять свое чувство юмора.

Однако с прошлой весны предчувствие смены власти в Смольном стало устойчивым. Возможно, эксперты, некоторые чиновники и просто любители обсудить перспективы Валентины Матвиенко столь часто повторяли тезис о возможности ее скорой отставки, что просто убедили себя самих в его верности. С другой стороны, имеются и признаки реального усложнения обстановки в Смольном и вокруг него.

Почему?

Первые всполохи на доселе безветренном горизонте губернатора стали заметны в прошлом апреле, сразу после смены российского президента. Неизвестно, верны ли предположения наблюдателей о том, что Дмитрий Медведев прохладно относится к действующей главе Петербурга (на контрасте с бывшим главой государства Владимиром Путиным, с которым у Матвиенко сложились не только деловые, но и теплые личные отношения).

Однако есть сразу несколько объяснений такой прохладце. Первый вариант — досужие рассуждения о противоборстве кремлевских кланов «либералов» и «силовиков». Якобы при выборе преемника в 2007-м году ВИМ (так, а еще «мамой», «матушкой» или «бабушкой» за глаза называют градоначальницу), сделала неправильный выбор, поставив на клан «силовиков» и Сергея Борисовича Иванова, как будущего президента.

Якобы физической ставкой в той большой околокремлевской игре стало появление Валентины Ивановны в качестве жертвы несостоявшегося покушения на нее, блестяще раскрытое ФСБ и развалившееся позднее в суде. То покушение вроде бы было нужно силовикам для того, чтобы начать массированное «закручивание гаек» в стране — именно тогда они смогли бы получить достаточные рычаги влияния на Владимира Путина и продавить кандидатуру Иванова на пост преемника. Однако не сложилось. Преемником Владимир Владимирович сделал Дмитрия Медведева, не относящегося к клану «силовиков».

Ходит и другая сплетня, согласно которой губернатор северной столицы просто не приглянулась супруге нового президента Светлане Медведевой, ее мы оставим вовсе без внимания. Тем не менее, очевидно, что атмосфера во властных коридорах Петербурга сменилась вместе с фамилией президента.

Одним из первых признаков проблем стал шумный скандал со зданием новой биржи на Васильевском острове (В.О.), чей силуэт изуродовал классический вид на Стрелку. Мало того, что эта «градостроительная ошибка» бурно обсуждалась в прессе. Говорят, не без помощи замглавы президентской администрации Александра Беглова распечатка скандальных фотографий изуродованного вида на Стрелку В.О. оказалась в тот же день на столе у нового главы государства.

Смольному с подачи Кремля вообще пришлось отменить свое собственное решение и принять радикальный способ исправления проблемы – снос верхних этажей уже построенного здания. Хотя по логике прежней политики, чиновники не должны были бы отступать от лозунга «Будет стоять, я сказал!»

Сам подход к градостроительству – во всяком случае, публичная риторика на сей счет – тоже претерпел изменение. Городские руководители стали изображать учет общественного мнения и позволили дискуссию вокруг, к примеру, правил землепользования и застройки, а также высотного регламента. Главным итогом «смены вектора» стала отставка в конце прошлого года прежнего председателя комитета по градостроительству и архитектуре Александра Викторова.

Лейтмотивом прошлой осени стала и вовсе болезненная для губернатора тема – карьера сына Сергея Матвиенко. Вдруг и одновременно в СМИ (преимущественно федеральных) стали обсуждаться крупные девелоперские проекты губернаторского отпрыска, возглавляющего «ВТБ-девелопмент». Не станем перечислять многочисленные конкретные адреса. Отметим лишь, что зазвучали намеки на известную смольнинскую протекцию в адрес Сергея Владимировича – объекты недвижимости выделялись его компании целевым назначением, без проведения конкурсов. Тем не менее, прежде деловая печать не позволяла себе таких вольностей в адрес губернаторской семьи.

Другая сквозная тема ушедшего года – проект объединения Петербурга и Ленинградской области, о скорой реализации которого неоднократно говорила Валентина Матвиенко. В Смольном была даже создана специальная комиссия во главе с финансовым вице-губернатором Михаилом Осеевским, которая занималась юридической проработкой этого вопроса. Комиссия заказала исследование возможности смычки города и деревни солидной организации – Леонтьевскому центру.

В областном «Белом доме» ждали появления этого документа с понятным страхом. Ибо его собирались обнародовать как раз накануне 81-го дня рождения региона в начале августа. Сама Валентина Матвиенко должна была посетить соседский праздник и произнести там программную речь. Но вместо этого Смольный неожиданно засекретил исследование, а губернатор наложила мораторий на тему объединения. Более того, областные чиновники не дождались и праздничного визита Валентины Матвиенко. Кстати, по странному стечению обстоятельств, это случилось сразу после поездки губернатора Петербурга в столицу, на встречу к премьер-министру Владимиру Путину.

Тогда же – в августе – распространились слухи об уходе на пенсию ближайшего к Матвиенко чиновника, ее старого (с советских времен) соратника и главы губернаторской администрации Виктора Лобко. Именно этот вице-губернатор считался самым надежным заместителем главы города хотя бы потому, что был именно «человеком Матвиенко». Он не имел ни прямых связей с влиятельными федеральными чиновниками, ни крупных коммерческих лоббистов. Многие истрактовали намерение Лобко переехать из Смольного в кресло директора ГМЗ «Царское Село», о котором на тот момент шла речь, как верный признак ослабления позиций Матвиенко. Просто потому, что, как считается, по собственной инициативе глава городского правительства не отпустила бы личного друга на покой.

Но «Царское Село» Лобко не далось, и в феврале 2009 года он был просто отправлен на почетную пенсию, что выглядит нонсенсом для отечественной номенклатуры. Кресло неформального «первого вице-губернатора» занял бывший заместитель Матвиенко по строительству Александр Вахмистров. Что тоже показательно. Вахмистров – единственный старожил правительства, который сумел сохранить свои позиции еще со времен Владимира Яковлева. Причем даже без временных потерь в статусе. Именно потому, что он достался Матвиенко в качестве «принудительного наследства», Вахмистров видится «не родным» человеком в команде губернатора. Кроме того, он, в отличие от Лобко, как раз обладает разветвленной сетью контактов с высокопоставленными чиновниками федерального уровня. И, как утверждают недоброжелатели Желтого дома, способен помочь «центру» более тщательно проконтролировать действия главы Петербурга.

Даже Законодательное собрание, все последние годы хранившее покорное молчание, начало демонстрировать регулярные признаки несогласия с позицией губернатории. Они, конечно, продуцируются парламентским меньшинством в лице «Справедливой России» и мало влияют на решения местного парламента, но тем не менее раздражают начальство.

Так что в пользу противоположного мнения – об устойчивости позиций губернатора – свидетельствуют, пожалуй, только два пункта. Во-первых, то, что сама Валентина Матвиенко держит хорошую мину, продолжая уверенно отчитывать подчиненных на заседаниях правительства. Во-вторых, то, что губернатор обновляет состав чиновников: только за прошлый год в Смольном сменилась почти треть председателей комитетов, а в 2009-м – и состав правительства, где появилось два новых вице-губернатора.

Когда?

Существует несколько актуальных версий о сроке смены городской власти. О старых предположениях теперь рассуждать уже бессмысленно, хотя не упомянуть о ключевой дате «пятилетие губернаторского правления» нельзя. Прошлой осенью обитатели Смольного ждали печальных вестей в октябре, когда Валентина Матвиенко должна была отметить юбилей своего восхождения на должность. Но – не случилось.

Теперь называются три даты. Первая – ближайший апрель. Кадровый сюрприз якобы может быть приурочен ко дню рождения губернатора, которой 7 апреля исполнится 60 лет. По такому случаю, говорят, в Кремле уже даже заготовлены документы на получение Валентиной Ивановной ордена «За заслуги перед Отечеством» (степень, клевещут завистники, до сих пор не определена). Кстати, вскоре после юбилея, Валентину Ивановну, как рассказывают в кулуарах Смольного, ожидает еще одно эпохальное событие. Ее единственный сын Сергей Матвиенко, женившийся недавно во второй раз на Юлии Зайцевой (первый брак с певицей Зарой был неудачным и распался несколько лет назад), впервые готовится стать отцом. Соответственно, примерно в мае этого года губернатор Петербурга может впервые официально стать бабушкой.

Другая дата предполагаемой отставки – июль. Отправной точкой для этой версии выступает очередной Петербургский экономический форум, событие международного масштаба, которое требует тщательной организации. После его проведения губернатор якобы сможет покинуть пост со спокойной душой.

Третий срок – ближайшая осень, однако эту версию можно отвергнуть, как «сезонную». Уж слишком часто на это время года «назначаются» кадровые сдвиги. В любом случае, именно 2009 год выглядит наиболее удобным для смещения Валентины Матвиенко. Смена «играющего состава» может произойти под лозунгом «улучшения работы по борьбе с кризисом».

Кто?

Список потенциальных претендентов на пост сменщика Валентины Матвиенко передается из уст в уста последние пару лет, а некоторые фамилии этого шорт-листа фигурируют в нем чуть ли не пожизненно. Как, например, полпред президента в Центральном федеральном округе Сергей Полтавченко. Другие завсегдатаи списка – глава управделами президента Владимир Кожин, замглавы администрации президента Александр Беглов и бывший премьер-министр России Виктор Зубков. Первого якобы хотят сослать в Смольный потому, что необходимо освободить его «вкусную» должность. Кожин – глава путинского управления, резонно предположить, что у нового президента есть свои кадры для заведования «своими делами». А г-ну Зубкову перед пенсией также не помешало бы статусное кресло.

Отметим, что в последние месяцы «меню» кандидатов на пост нового губернатора Петербурга пополнилось еще одним игроком – министром юстиции Александром Коноваловым. Его кандидатура выглядит даже более логичной, чем Кожин или Зубков. Коновалов поднялся до министерских высот именно при Медведеве. Так что его приезд в Петербург можно было бы понять как замену путинского ставленника на уполномоченного от нынешнего президента.

К тому же он признается источниками «В кризис.ру» еще и как самый независимый и «равноудаленный» для города претендент — долгое время Александр Коновалов работал заместителем прокурора Петербурга, а стало быть, знает все и про всех, но сам при этом не был замечен в каких-либо бизнес-связях. Учитывая его феноменальную память (студенты юрфака петербургского госуниверситета, где преподавал зам городского прокурора Коновалов, сообщают, например, что он знает многие объемные законы наизусть — включая все полторы с лишним тысячи статей Гражданского Кодекса), ему не придется долго входить в курс дел на новом месте.

Куда?

Самый сложный вопрос – куда Кремль, если он или одна из его «башен» заинтересованы сменить губернатора Петербурга, переместит Валентину Матвиенко? Сложно поверить в то, что энергичная глава города просто останется не у дел, достигнув пенсионного возраста. Поразмыслить, какая должность лучше всего подошла бы для Валентины Матвиенко после отставки, редакция «В кризис.ру» предложила экспертам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *