Россия призывает к реформированию международной валютно-финансовой системы. Об этом говорится в предложениях РФ лондонскому саммиту G20, которые в понедельник были опубликованы на сайте Кремля. Российская сторона предлагает поручить МВФ подготовить исследования ряда сценариев. Среди них — расширение перечня валют, используемых в качестве резервных. Предлагается также подготовить исследование по созданию наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
Теория Нурсултана Назарбаева
Напомним, что перспективы создания новой мировой резервной валюты активно обсуждаются уже больше недели. Первым подобную идею высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, такая мера могла бы помочь выйти мировой экономике из кризиса.
По мнению казахстанского президента, «действующая валютно-финансовая система в мире уже не отвечает современным требованиям и не соответствует ни одному из критериев устойчивости валютной системы». Назарбаев уверен, что доллар более не способен выполнять функции мировой резервной валюты. «Это недемократическая, несвободная, неконкурентная, неконтролируемая мировая валюта». Выход из ситуации прост: «Надо переходить к абсолютно новой глобальной валютной системе, основанной на легитимной и, с точки зрения всех стран, единой денежной единице расчета. В ее создании, эмиссии, регулировании должны участвовать все страны».
Назарбаев неоднократно критиковал действующую модель мировой экономики. По его теории, мир движется к новой валютно-финансовой системе: от «дефектализма» к «акметализму» — стадии, на которой человечество получит доступ к «мировому саморастущему богатству, основанному на бездефектной мировой валюте». Промежуточным шагом на пути к преодолению экономического кризиса, по мнению президента Казахстана, должен стать «транзитализм» – создание новой системы наднациональных валютно-расчетных единиц.
|
«По этой теории, мир движется к новой валютно-финансовой системе: от «дефектализма» к «акметализму» — стадии, на которой человечество получит доступ к «мировому саморастущему богатству, основанному на бездефектной мировой валюте» |
Эту идею уже поддержал Роберт Манделл – лауреат нобелевской премии, один из идейных основателей единой европейской валюты. Но реакция остальной части мировой экономической общественности на столь революционную новацию была весьма сдержанной. Изучив статью Назарбаева, в МВФ вежливо намекнули, что проект проработан пока еще слабо: «Экономисты и ученые проделали пока слишком мало исследований, чтобы Фонд мог прийти к конкретной точке зрения по данному вопросу», — подчеркнула в ответ на просьбу о комментарии одна из официальных представителей организации.
Естественный скепсис
Весьма скептически к инициативе Назарбаева отнеслись и внутрироссийские эксперты. По словам петербургского экономиста Дмитрия Травина, «эта идея плоха как монополизация. Вспомните Советский Союз! Представьте себе, что в нашей стране запрещено хождение любой другой валюты, кроме рубля. И вот рубль обесценивается, а вложить свои сбережения мы не можем ни в доллар, ни в евро, поскольку это запрещено. Когда есть несколько валют, они конкурируют между собой, как любой товар на любом рынке, а если человечество создаст одну валюту, а она будет плохо функционировать, то не будет никакой альтернативы. Честно говоря, никаких позитивных моментов не вижу здесь вообще», — отметил он в интервью нашей редакции.
Как рассказала «В кризис.ру» ведущий аналитик Альфа-Банка Наталия Орлова, «прецедентов создания мировой валюты до сих пор не было не случайно. Потому что никто не собирается отказываться от своей суверенной денежно-кредитной политики. Есть понятие резервной валюты, понятия мировой валюты нет. Это, видимо, такая, совершенно новая экономическая идея Назарбаева, мне очень трудно себе представить, как это будет работать. Казахстан, может, и готов отказаться от своей экономической политики, но я не думаю, что другие страны готовы это сделать».
|
«Казахстан, может, и готов отказаться от своей экономической политики. Но вряд ли другие страны готовы это сделать» |
По мнению главного научного сотрудника Института проблем управления Российской академии наук Роберта Нижегородцева, создание единой мировой валюты станет только дополнительным фактором нестабильности и уж тем более не способен вывести мировую экономику из кризиса. «Создание единой валютной зоны для менее развитой страны означает, что более развитая страна — основной эмитент этой совместной валюты — будет размазывать по вашей территории свои макроэкономические риски. Десять раз надо подумать, прежде чем идти на создание какой-то единой валютной зоны. Это нереально в ближайшие лет двадцать». В качестве примера он приводит ситуацию в еврозоне: «Сейчас евро является инструментом ограбления менее развитых стран, входящих в Евросоюз, и это на себе испытали и Польша, и Венгрия».
Истоки долларофобии
И вот теперь схожее с назарбаевским предложение выдвигает и Россия. Стоит, однако, отметить, что речь идет именно о наднациональной резервной валюте — идею Назарбаева о создании единой мировой валюты РФ формально не поддержала. «Единой мировой валюты в ближайшие 30 лет точно не будет, а там посмотрим», — пояснил в интервью телеканалу «Вести» министр финансов РФ Алексей Кудрин.
На самом деле и проект Назарбаева, и схожее предложение России имеют под собой определенную почву. Ибо главный вопрос сейчас – в доверии к финансовой системе США. Финансовые власти США не в состоянии гарантировать стабильность доллара, который сегодня фактически выполняет функции кровеносной системы всей мировой экономики. Госдолг США составляет почти 11 триллионов долларов и продолжает увеличиваться с каждым днем. Американская валютно-финансовая система – это, по сути, огромная пирамида. Распродавая новые гособлигации, США расплачивается со старыми кредиторами – работает хорошо известная в России (и весьма распространенная в кризис) схема «перезанять, чтобы переотдать». Но если однажды перезанять не получится, не получится и переотдать – а это означает большие неприятности для всей мировой финансовой системы.
Позволить себе проигнорировать этот факт G20 сможет вряд ли. А, значит, не стоит исключать, что предложениям России на саммите и в самом деле будет уделено внимание. С другой стороны, адекватного решения «долларовой проблемы», о которой все крупнейшие мировые экономические умы спорят уже как минимум десятилетие, до сих пор не предложено. Стало быть, числу проектов, аналогичных «акметализму» и «транзитализму», суждено множится и множится.
Георгий Нигилевский, «В кризис. ру»

