Уже к началу года из-за кризиса была заморожена треть запущенных в производство российских фильмов. Эксперты не сомневаются, что эта цифра может возрасти. Весь вопрос – в качестве той продукции, которую, несмотря на кризис, удастся выпустить на экраны.
Часто говорят, что люди творческие ничего не смыслят в финансах и экономике. Признаться, в этом есть своя правда. Для того, чтобы подготовить материал о влиянии экономического кризиса на развитие киноиндустрии, мы обратились к нескольким специалистам из сферы кинопроизводства. Но, к сожалению, содержательно ответить нам смогли далеко не все.
Характерна на наш взгляд реакция на проблему со стороны теоретиков киноиндустрии. Так, на факультете экономики профильного петербургского вуза — Университета кино и телевидения — мы первым делом натолкнулись на отсутствие желания общаться с прессой в нормальном, оперативном режиме. Ну, а на творческих факультетах университета работники лишь нервно отмахивались, когда слышали от нас неприятные слова «влияние экономического кризиса на кино…». « Ничего мы в этом не понимаем», — доносилось в ответ. Ну, что же, простим преподавателям это милое невежество.
Но, так или иначе, кризис, конечно, повлиял на киноиндустрию. Многие проекты закрыты или отсрочены к производству. Российские продюсеры еще в октябре были вынуждены пойти на чрезвычайные меры и заморозить 25-30% уже запущенных в производство фильмов — то есть 20-25 из 89 анонсированных на тот момент проектов. Более того, по неофициальным данным, на крупнейшей киностудии страны — киноконцерне «Мосфильм» — заморожено до 150 проектов. Гендиректор «Мосфильм» Карен Шахназаров не скрывал, что последние два месяца павильоны концерна простаивают – «съемок нет вообще».
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что российские граждане активно урезают свои бюджеты на развлечения. Около 56% россиян, опрошенных в ходе онлайн-исследования компании Nielsen, в первую очередь готовы снизить расходы на развлечения вне дома.
«В 94-м году было не лучше. Помню, я монтировал на «Мосфильме» картину «Американская дочь». И на тот момент это была вообще единственная картина на киностудии. Я выходил в коридор, и можно было «ау» кричать», — говорит г-н Шахназаров.
Известный петербургский режиссер Владимир Бортко в интервью «В кризис.ру» рассказал, что он тоже успел почувствовать на себе влияние экономических неприятностей: «Кризис, безусловно, повлиял на производство. У меня был остановлен проект. Я хотел взять под него кредит в банке, но не получилось – банк отказал. Сейчас работаю только благодаря поддержке городской администрации и правительства страны».
А вот директор пресс-службы «Ленфильм» Александр Поздняков, наоборот, уверяет нас, что «в Багдаде все спокойно». «Никакого кризиса на Ленфильме нет – у нас всё хорошо. Проекты запускаются и идут. Все, что государство нам выделяло, оно и продолжает нам выделять».
На Ленфильме сейчас действительно запускаются или готовятся к выпуску новые, интересные проекты. К примеру, в начале марта Виталий Мельников приступил к съемкам новый картины «Львы, ролы и куропатки». Евгений Семенов готовится к съемкам художественного фильма «Мойщики». Яна Поляруш начал монтажно-тонировочный период своей картины «Видримасгор».
В Голливуде тоже плачут
Не стоит думать, что хорошо там, где нас нет. Мировая киноиндустрия сейчас также переживает не лучшие времена: кинокомпании замораживают проекты и сокращают персонал. К примеру, кинокомпания Warner Brothers объявила об увольнении 800 сотрудников, что составляет около 10% от всего штата. Сократила 7% штата (850 сотрудников) и корпорация Viacom, которой принадлежит киностудия Paramount. ABC Universal, владеющая студией Universal Pictures, в декабре прошлого года сократила 500 сотрудников.
Насколько серьезными будут потери российского кинобизнеса, эксперты пока прогнозируют довольно сдержанно. Однако с определенностью можно сказать одно. Если в 2008 году объем российского рынка кинопроката году составил, по оценкам аналитиков, около 830 млн долларов, то в этом году неплохим результатом будут и 400-450 млн. Впрочем, это если говорить о количестве. С качеством же история интереснее. Вот мнение социолога кино Даниила Дондурея: «Конечно, тяжело, когда ты не имеешь работы, когда ты не можешь запускать те сценарии, те проекты, которые вынашивал несколько лет. Но, с другой стороны, в таких случаях происходит явление, которое я называю правильной политикой и здравомыслящей селекцией. В таком случае погибают слабые. То есть те студии, которые не могут конкурировать, те, где нет сильных режиссеров, где не интересные проекты. Эти проекты или перенесутся на более поздний срок – или же вообще уйдут в небытие. Я убежден, что не произойдет такой ситуации, что мы не снимем лучшие фильмы. Хорошие фильмы – это же, скажем, десятая часть от всей кинопродукции. И вот эту десятую часть мы обязательно снимем».
Карина Белоусова, «В кризис.ру»