В ноябре 2008 г. российская промышленность рухнула на 8,7% (по отношению к тому же месяцу прошлого года). Тогда казалось, это катастрофа и хуже показатели представить себе просто невозможно. Но пришлось: в декабре падение составило 10,3%, а в январе — и вовсе 16%.

Нефть уже не влияет

Ситуация усугубляется с каждым днем. Растет число безработных — сейчас их уже более 6 млн чел. Растут цены (по данным vkrizis.info, с начала кризиса инфляция составила уже 22%). Естественно, главный вопрос, которым задаются все рядовые граждане — когда же все это закончится? Или хотя бы: когда приостановится это стремительное падение? Когда мы достигнем спасительного дна, оттолкнувшись от которого можно заново выстраивать экономические связи и начать сколько-нибудь успешно преодолевать трудности?

С этим насущным вопросом редакция «В кризис.ру», тоже порядком утомленная ростом цен и шквалом негативных новостей, обратилась к экспертам. И хотя единого мнения на счет факторов, которые смогли бы спровоцировать оживление в российской экономике, они не выразили, в одном все же были единодушны: дна кризиса мы пока что не достигли и в ближайшее время, увы, ситуация будет только еще ухудшаться.

По мнению ведущего аналитика Альфа-банка Натальи Орловой, сейчас стремительное падение еще сдерживает довольно высокий спрос со стороны потребителей, которые тратят накопленные в сытые годы средства. «Я думаю, что у нас есть свои тенденции. Сейчас у нас еще не замедлилось потребление, люди тратят накопления. Но в течение 3-6 месяцев потребление будет падать. Возможно, это будет наше локальное дно. Дальше какое-то время будет стагнация, либо даже стагфляция. И если ситуация в мировой экономике лучше не станет, нас ждет еще более глубокое падение».

По ее мнению, оживление российской экономики стоит связывать не с ценой на нефть, как многие думают, а с инвестпотоками: «в ближайшее время основным фактором будет ситуация в экономике США. Весь мир сейчас зависит них, от их потребления. Нефть значительного влияния не окажет, сейчас все зависит от потоков капитала».

Другого мнения придерживается главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, Россия в меньшей степени зависит сегодня от американской экономики и вполне может раньше других выйти из кризиса. «Во-первых, мы не зависим напрямую от спроса в США. С миром мы связаны, в основном, через трубы. Спрос по трубопроводу не так эластичен, он не может очень резко упасть. Сейчас основной удар произошел по ценам на сырье, а не по объемам поставок. Так что у России есть все шансы нормализовать платежный баланс. Кроме того, сейчас происходит импортозамещение. И у отечественных производителей появилась возможность расти.

« Основной кризисный удар произошел по ценам на сырье, а не по объемам поставок. Так что у России есть все шансы нормализовать платежный баланс»

Другой аспект – финансы. У нас все финансовые проблемы связаны с девальвацией. Все банки и компании вывели свои средства на валютные спекуляции, поскольку конвертация в валюту могла принести несоизмеримо большую отдачу, чем кредитование и т.п. Поэтому денежное обращение было, фактически, прекращено. Сейчас спекулятивный интерес исчез, деньги начинают возвращаться, циркулировать. И компании и банки сейчас смогут возобновить свои кредитные программы. Так что финансовые проблемы в ближайшее время должны рассосаться.

Третий момент – у нас нет такой завязки на финансовой системе. Почему сейчас не зарабатывают банки США? Когда рыночная стоимость жилья ниже, чем кредиты заемщиков, многие отказываются от платежей по кредитам. В этой ситуации объемы поддержки ФРС и правительства – просто заполнение дыр. Банки не работают как банки, это банки-зомби, они только заполняют дыры. У нас такой проблемы сейчас нет. Более мелкой финансовой системе намного проще восстановиться».

Г-н Гавриленков не стал называть конкретных сроков, когда будет достигнуто дно и начнется выход из кризиса. «Я считаю, что в России многое будет зависеть от действий властей», — отметил он.

Ложные стимулы от государства

Озвучить конкретные сроки не решился также и известный петербургский экономист Дмитрий Травин. «Дно еще не достигнуто, поскольку даже Минэкономики на 2009 год прогнозирует падение и ВВП, и объемов промышленного производства. Так что думаю, что весь этот год будет отрицательным. Возможно, такого большого падения, как в январе, не будет, но предсказать такие вещи, я думаю, невозможно. Те, кто сегодня предсказывает, когда будет дно, начиная с Путина, они просто решают свои политические задачи. Премьер, например, пытается показать, что кризис не так страшен, как другие думают. На самом деле ни один серьезный экономист не знает, когда будет достигнуто дно. Понятно, что 2009 год будет очень тяжелым для всех. В следующем, скорее всего, мы тоже из кризиса не выйдем, но, может быть, там уже начнется какое-то положительное движение».

По оценке г-на Травина, главная проблема российской экономики – поддержка неэффективных, никому не нужных производств. И, к сожалению, как мы видим, сегодня правительство продолжает эту неэффективную политику (ярчайший пример – публикация списка системообразующих предприятий). «10 лет российская экономика росла. Частично она росла так, как надо. Создавались какие-то нужные и важные продукты. Но частично создавались и всякие ненужные продукты, государство создавало ложные стимулы. Условно это можно сравнить с тем, что было в советское время, когда была нерыночная экономика. Сейчас эти ложные стимулы нас и наказывают. Ну, скажем, у нас очень сильно упало машиностроение. Почему? В том числе потому, что у нас производилось слишком много машинного оборудования, которое на самом деле экономике было не нужно. То есть производилось, потому что государство заказывало или потому что бизнес имел ложные ориентиры. И вот это все сейчас начинает рушиться».

«Те, кто предсказывает, когда будет дно, просто решают свои политические задачи. Путин, например, пытается показать, что кризис не так страшен, как другие думают. На самом деле ни один серьезный экономист не знает, когда будет достигнуто дно»

Г-н Травин полагает, что у России сегодня есть два пути. Либо мы будем выходить из кризиса вместе со всем миром, демонстрируя реальный рост (в этом случае, видимо, придется еще какое-то время подождать). Либо же, обеспечив на какое-то время искусственный рост промпроизводства, обрушим всю нашу экономику. «То, что кризис у нас начался, конечно, в значительной степени связано с нашей зависимостью от западной экономики. Потому что именно с запада к нам приходили нефтедоллары, создававшие эти ложные ориентиры и стимулировавшие спрос на ненужную продукцию. Падение цен на нефть привело к тому, что денег стало меньше, а значительная часть продукции оказалась не востребована этими деньгами. Ну, и понятно, что если постепенно будет подниматься мировая экономика, то будет выход и у нас. Вопрос: можно ли выйти из кризиса, проигнорировав запад? Теоретически можно. Если мы хотим жить примерно как в Советском союзе, то выйти можно. Государство напечатает побольше денег и начнет на эти деньги покупать разные товары (вооружение, прежде всего) и другие очевидные вещи. Тогда на некоторое время показатели у нас действительно улучшатся, будут производиться товары, статистика это учтет. Но, как было и в Советском союзе, это будут не те товары, которые нужны покупателям, а те товары, которые нужны государству. Понятно, что небольшая часть из этих товаров будет реально востребована рынком. Ну, например, дешевое жилье – как Хрущевки в свое время – будет рынком востребовано. Но большая часть будет нужна только государству. Поэтому государство будет производить это барахло, платить за это деньги, а люди с этими деньгами пойдут на рынок покупать колбасу и молоко. А колбасы и молока не будет. Поэтому в этой ситуации у нас будут хорошие показатели по промышленности. И безумная инфляция. Примерно как в начале 90-х годов. И чем больше они будут обесцениваться, тем больше государству придется печатать новых денег. Такие примеры в мировой экономике уже бывали. Думаю, год или два статистика будет показывать рост, а потом рухнет все, просто все.

Государство может за счет своих средств создать спрос на какие-то потребительские товары. И может, в принципе, и на колбасу, и на молоко и так далее. Но что означает создание этого спроса? Это значит, что все равно государство должно печатать много денег и раздавать их в виде зарплат бюджетникам, больших пособий по безработице и так далее. Промышленность это на какое-то время поддержит, но потом настанет гиперинфляция, когда в нашу экономику никто больше инвестировать не будет. А все будут выводиться на запад, в оффшоры и т.д.. И все равно экономика через 2-3 года рухнет. Так было во многих латиноамериканских странах.

Если мы решим выходить из кризиса за счет госпомощи, без ориентации на рыночную экономику, будет плохо. Если государство не будет активно вмешиваться и даст нашей экономике выйти из кризиса естественным рыночным путем, то тогда мы не выйдем из кризиса раньше, чем из него выйдет весь мир. Вся мировая экономика будет выходить примерно одновременно, если между странами не будет барьеров в виде протекционизма. В апреле должна состояться очередная встреча G20 при участии Обамы, надеюсь, что будут приняты какие-то конкретные решения на этот счет. Пока что мне кажется, что масштабы протекционизма не слишком велики. Но есть известный пример: Великая депрессия 30-х годов. Тогда все страны активно налегали на протекционизм. И это затянуло Великую депрессию, сделав ее самым длительным кризисом за всю мировую историю».

Добавим, что согласно официально озвученным ожиданиям действующей власти, мировой экономический кризис может продлиться три года. И из них именно 2009 год будет самым сложным. Ну, что ж, господа. Держитесь крепче.

Георгий Нигилевский, «В Кризис.ру»


Кризис пресс-дайджест


Авторитетное британское издание Time выделило шесть признаков, по которым можно определить, что рецессия приближается к своему завершению.

1. Индекс S&P 500 должен оставаться ровным по меньшей мере в течение трех месяцев — если он будет падать, значит, инвесторы полагают, что в ближайшие два-три квартала обстановка ухудшится, а если расти, это воспримут как временное колебание рынка.

2. Важным индикатором являются данные о продаже автомобилей. Сейчас дают прогнозы о том, что продажи будут ежемесячно на 45% ниже прошлогодних. Даже если эта цифра составит 25-30%, это уже будет означать постепенное возвращение покупателей.

3. Если МВФ и богатым странам удастся не допустить дефолта в таких странах, как Ирландия и Украина, это будет означать, что мировая кредитная система оправляется от прошлогодних потрясений.

4. Падение роста ВВП Китая ниже отметки в 6% будет свидетельствовать о значительном падении потребительского спроса в США и ЕС на дешевые промышленные продукты. Напротив, сохранение темпов роста станет положительным признаком.

5. Появление реальных экономических последствий стимулирующего пакета Обамы, как, например, сокращение уровня безработицы и рост инвестиций в те или иные отрасли.

6. Последним по порядку, но не по значению является ежемесячная сумма займов, выдаваемых ФРС американским банкам и компаниям. Когда эта цифра упадет ниже 100 млрд долларов, значит, кризис близится к концу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *