В России сегодня случился первый со времен начал кризиса сеанс массового начальственного кадротрясения. В отставку отправились сразу же 4 региональных лидера; свой пост вскоре также потеряет министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
События начали развиваться с вечера воскресенья. Тогда глава государства, выступавший в эфире программы «Вести недели», объявил: не во всех регионах руководители справляются с растущей безработицей. А на вопрос телеведущего, у всех ли местных начальников есть понимание ответственности, Медведев ответил: «Это как раз возможность проверить каждого, кто на что способен». Президент пообещал, что не будет закрывать глаза на бездарность, расхлябанность, разгильдяйство в деятельности тех или иных начальников: «Придется принимать какие-то серьезные решения».
Долго этих самых решений ждать не пришлось. Уже днем в понедельник на ленты информагентств одно за другим поступили сообщения об увольнениях губернаторов Воронежской, Псковской и Орловской областей, а также Ненецкого автономного округа. Причем трое последних — по старой доброй традиции — уходили из власти «в связи с заявлением об отставке по собственному желанию». Напомним, что «орловский» Егор Строев занимал свой пост с 1993 года, «псковский» Михаил Кузнецов был одним из последних избранных губернаторов (победил на выборах в 2004-м), а «ненецкого» Валерия Потапенко предложил на пост главы автономного округа в 2006-м тогдашний президент Владимир Путин. Полномочия же «воронежского» Владимира Кулакова истекают 14 марта: глава государства, по закону, уже должен был внести список кандидатур ему на замену. Таковым «заместителем» окажется действующий министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, занимавший правительственное кресло уже почти десятилетие — с 1999 года.
Наблюдатели по-разному трактуют произошедшие события. Пожалуй, наиболее меланхолично их воспринял сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман. По крайней мере, в своем комментарии для «В кризис. ру» он заявил следующее: «Мне кажется, что ни одна система, даже такая вот вертикаль, не может быть все время стабильна. Определенная турбулентность все равно происходит. Губернаторов периодически тасуют, они меняются, так и должно быть. Может быть, это, конечно, симптом, но пока нет оснований говорить об этом: делать выводы на основании чисто управленческих решений о каком-либо противостоянии почти никогда нельзя. То есть я думаю, даже если противостояние Путина и Медведева существует, оно не будет так легко проявляться».
Политолог Валерий Островский уверен, что все дело – в персонах новых отставников. «Егор Строев среди нашего губернаторского корпуса — самый политический долгожитель. Просто он уже настолько заработался, что один орловский вице-губернатор сегодня находится в международном розыске. Он сейчас в Израиле, а Россия требует его выдачи. При таком вице-губернаторе никакой губернатор бы не удержался — даже такой всесильный и богатый как Строев. Что касается псковского Кузнецова – ходили упорные слухи, что к его хождению во власть имеют отношение братки. Если это так, он оставался одним из последних околобратковских губернаторов. И его, естественно, тоже нужно было заменить. В Воронеже Кулаков губернатор – очень слабый, хоть и бывший генерал ФСБ. Дело в том, что Воронеж – это один из тех пунктов, где всегда искрило, проходили демонстрации, митинги, причем абсолютно не политические, не коммунистические, не либеральные, а просто там накапливалась масса недовольства. Так что это те фигуры, которые давно уже требовали замены. Я бы даже сказал, что с ними запоздали.
Что же до Гордеева, то он недавно вызвал всеобщее удивление заявлением, что надо вводить внутренние квоты на продажу куриных яиц, потому что, мол, низкие цены на куриные яйца приведут к тому, что производители просто разорятся. С такими откровенно глупыми заявлениями даже в африканских правительствах долго не продержишься».
В свою очередь политолог и руководитель Центра политической философии Андрей Колесников не уверен, что «все эти кадровые подвижки связаны с тем, что те или иные губернаторы плохо работали». «Сейчас во всех регионах складывается сложная ситуация. Те регионы, которые были депрессивными, стали еще более депрессивными. А, скажем, в случае с Егором Строевым, я думаю, что просто уже подошел срок. Ему очень много лет. В прочих регионах какие-то другие причины, возможно, связанные с кризисом. Что касается Гордеева. Он уже более 10 лет министр. Пора уже двигаться по вертикали — или по горизонтали. Вот ему и подыскали такого рода достаточно серьезную самостоятельную работу. Министром он был очень разным – в целом, удачливым, но не слишком блестящим. Теперь, конечно, очень важно, кто, собственно, станет новым министром сельского хозяйства.
Медведев, конечно, пытается выступать в конституционном качестве президента, насколько это возможно. Он занимается правовыми вопросами, выстраивает себе какие-то такие вольеры, зоны, где он мог бы проявить себя как самостоятельная фигура, куда бы не вмешивался премьер. В данном случае, конечно, эти кадровые решения — продолжение построения его имиджа первого лица, президента, который является чем-то отличным от Путина».
Иван Михайлов, «В кризис. ру»