Эксперты уверены: уже в самом скором будущем петербургские дольщики, вложившиеся в дома, сроки сдачи которых не за горами, получат уведомления о серьезных доплатах за уже купленные квадратные метры. Ничего не поделаешь: кризис.
Примеры таких историй в Петербурге уже есть. Расскажем только одну из них. Дольщики дома на углу проспекта Славы и Софийской улицы недоумевают, почему должны доплачивать за свои уже построенные квартиры – по 2 300 рублей за квадратный метр. Застройщик — ЗАО «ЖСК-1492» — отвечает, что наступил форс-мажор: надо дополнительно внести 133 миллиона рублей в бюджет Петербурга.
В конце ноября петербуржец Станислав Корчагин получил уведомление за подписью генерального директора ЗАО «ЖСК-1492». Документ ставил его в известность о том, что он должен доплатить за однокомнатную квартиру площадью 38 квадратных метров 87,6 тысячи рублей. «По факту оплаты вам будут выданы акты приемки-передачи квартиры, ключи и гарантирована регистрация права собственности на вашу квартиру», — сообщалось в бумаге.
Получатель письма, мягко говоря, удивился. Он заключил договор в застройщиком летом 2004 года и тогда же единоразово оплатил 100% стоимости квартиры (тогда квадратный метр обошелся ему в 850 у.е.). Жилье он покупал для дочери, которая с мужем работала на Камчатке и планировала переехать в Петербург. Однако сначала сроки завершения стройки сдвинули (первоначально планировалось, что дом будет сдан в четвертом квартале 2005 года). А теперь потребовалась доплата. В заключенном договоре есть пункт о том, что окончательный расчет производится перед подписанием акта приемки-передачи квартиры. Но основанием для этого должны быть результаты обмера квартиры ПИБом (бывают случаи, когда в ходе стройки в квартире «образуются» или, наоборот, «исчезают» квадратные метры).
— Изменение инвестиционных условий (вопреки мнению руководства компании) не является форс-мажором. Закон на стороне дольщиков. Право собственности можно зарегистрировать в судебном порядке, — поясняет руководитель общественной приемной Экспертного совета по определению надежности строительных фирм Леонид Медведев.
Не спорят с этим и в самой компании. Но боятся наступления «критической массы» людей, желающих пойти в суд. Комментирует генеральный директор компании Михаил Шитов: «Я против раздувания этого скандала, потому что взаимоотношения юридических и физических лиц на данном этапе по большому счету интересовать никого не должны. Обманутых дольщиков на объекте нет, за каждым закреплена своя квартира. Ну а способ ее получения каждый выбирает сам. Либо заплатить небольшие разумные деньги, составляющие примерно 2,5-3% от сегодняшней рыночной стоимости их квартир и получить в апреле свидетельство о праве собственности. Второй вариант – не платить эти деньги и получить свидетельство о собственности через суд».
В результате чего в принципе возникла необходимость что-то дополнительно платить в горбюджет? В изначальном проекте не было подземного гаража. Однако в 2003 году городские власти советовали застройщикам помнить про проблему парковок. Так в проекте появилась автостоянка.
— Мы строили жилой комплекс со встроенными помещениями обслуживания. Но состав помещений в комплексе жестко прописан не был. И мы посчитали, что можем достаточно гибко маневрировать. Потом управление государственной вневедомственной экспертизы выдвинуло требование внести изменения в название комплекса – не со встроенными помещениями обслуживания, а со встроенно-пристроенными помещениями и встроено-пристроенной автостоянкой. Что и повлекло за собой увеличение инвестиционных отчислений, — объясняют строители.
В компании уверяют, что во всем виноват кризис. Мол, вопрос о доплате не возник, если бы цены на жилье продолжали расти так же, как они это делали раньше. Однако вот незадача – желающих покупать в Петербурге жилье практически не осталось. Обрисовали в компании и варианты для тех, у кого просто нет денег на доплату: «У человека есть объект недвижимости стоимостью порядка 90 тысяч за квадратный метр. Он им может распорядиться. Не сразу, но месяца через три квартира продастся по коммерческой цене с достаточно большой прибылью в отношении того, что человек заплатил в 2004 году. Никакой банк такой прибыли те даст. И в дальнейшем можно приобрести квартиру на вторичном рынке, которые сейчас подешевели. Другой вариант – переехать в более дешевую квартиру в самом комплексе. К нам пришла женщина, нет денег доплачивать. И переехала из 100-метровой 4-комнатной квартиры в 2-комнатную. Все довольны».
Специалисты уверены: получить подобного рода уведомления уже в скором будущем могут дольщики и других домов в Петербурге, сдача которых не за горами. Даже если ничего доплачивать в бюджет не потребуется.
— К нам за последний месяц обратились еще по трем адресам с подобной проблемой, — рассказал Леонид Медведев. – Вообще ценовой застой и сокращение количества сделок могут привести к тому, что многие застройщики не смогут достроить начатые объекты.
А вице-президент Ассоциации риэлтеров Петербурга Павел Созинов, в свою очередь, отмечает: если у кого-то еще есть желание покупать жилье на первичном рынке, то надо логичнее всего смотреть на объекты, у которых срок ввода — максимум первый квартал 2009 года: «Сегодня пока рано строить пессимистические прогнозы, по нашим оценкам, из более 300 находящихся в продаже строящихся домов лишь в 10% строительство приостановлено. Проекты со сроками сдачи после 2010 года практически не предлагаются, и строительство на таких участках практически не ведется. В то же время из-за сокращения спроса сформировавшееся предложение в первом квартале 2009-го — едва ли не самое значительное за последние несколько лет. Ситуация изменится уже в 2010-м: новых объектов будет значительно меньше, объем предложения сократится минимум вдвое».
Руководитель одной из петербургских строительных компаний, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным, заявил «В кризис. ру» буквально следующее: «Сложившаяся на углу проспекта Славы и Софийской улицы ситуация вполне типична. Ведь, по сути дела, речь шла о такой схеме, в которой новые участники платили за старых. Но как только спрос на квартиры сократился, игра закончилась: новые деньги банально перестали поступать. И их пришлось взимать со старых игроков. Будут ли еще такие эпизоды? Разумеется: аналогичная схема на нашем стройрынке распространена почти в половине всех случаев. Так что на месте городских властей я бы уже сейчас задумался о том, что делать с митингами новой волны обманутых дольщиков».
Алексей Сальников, «В кризис.ру»