Эстонские власти решили привлекать инвестиции весьма экзотическим методом – через «электронных резидентов». Обладатель виртуального вида на жительство сможет регистрировать бизнес в Эстонии, не въезжая в страну. Прошедший процедуру регистрации предприниматель получит пластиковую чипованную карту, содержащую его биометрическую информацию. Она даст доступ ко всем нынешним и будущим электронным сервисам Эстонии и Евросоюза.
Эстонские власти решили привлекать инвестиции весьма экзотическим методом – предоставляя статус «электронных резидентов». Уже через год после запуска проекта такой статус можно будет оформить в эстонских консульских учреждениях. Обладатель виртуального вида на жительство сможет регистрировать бизнес в Эстонии, не въезжая в страну.
Прошедший процедуру регистрации предприниматель получит пластиковую чипованную карту, содержащую его биометрическую информацию. Она даст доступ ко всем нынешним и будущим электронным сервисам Эстонии и Евросоюза. В частности, позволит дистанционно открывать счета в банках. Однако, как уточняют разработчики, статус «электронного резидента» – это только привилегия. Конституционных прав он не даёт.
Выдача удостоверений «электронных резидентов» может начаться уже в этом году. К 2025-му Эстония планирует привлечь 10 миллионов иностранных предпринимателей со статусом e-resident. При этом нужно учитывать, что всего в стране живёт 1,3 млн человек.
Едва был представлен проект, как стало известно, что российская компания Acronis планирует открыть в Эстонии свой офис. Причём директор Сергей Белоусов с ходу раскритиковал эстонскую налоговую систему. «Фабричный рабочий, который зарабатывает 500 евро, и инженер, который зарабатывает 5000 евро, платят одинаковый процент социального налога. Получается, что тот, кто больше зарабатывает, больше болеет? Это, на мой взгляд, нечестно», – цитирует его dv.ee со ссылкой на Ärileht.
Интересным бонусом для предпринимателей с таким статусом может стать освобождение от налогов — при условии, что заработанные при помощи статуса «электронного резидента» деньги останутся в стране. То есть, Эстония становится своено рода особой экономической зоной. К тому же, она может оказаться лидирующей «электронной» страной в мире.
Привлечение инвестиций таким образом – очевидный ход конём для Эстонии. Ведь её экономическое состояние продолжает желать лучшего. Хотя аналитики нередко связывают эстонские экономические процессы с общеевропейскими тенденциями, не стоит забывать, что Прибалтика во многом зависит и от России.
В Эстонии сокращается занятость. По данным госдепартамента статистики, в первом квартале этого года количество занятых уменьшилось на 0,7%. Высока доля работающих в предпенсионном возрасте. Среди таких людей занято 62,6%. По этому показателю эстонцы находятся на третьем месте в ЕС. При этом из Эстонии, равно как из Латвии и Литвы, утекает на запад слишком много рабочих рук.
Самое заметное сокращение коснулось рынка недвижимости. В мае по сравнению с апрелем так называемый «индекс Pindi» сократился на 4,3% процента. Он отражает средневзвешенную стоимость сделок в 17 крупнейших городах страны. Уменьшилось и общее число сделок. Максимальный уровень цен с 2007 года упал более чем на четверть. В Таллине число сделок снизилось за месяц на 16,5%, а за год на 23%. На 3% сократился общий объём строительных работ, выполняемых эстонскими компаниями.
В пятом по величине города страны Кохтла-Ярве – бюджетный кризис. Рост доходов не дотягивает до планового, и теперь придётся сокращать расходы. То есть, речь идёт о набившей оскомину оптимизации.
При этом, как уверяют эксперты, объёмы отдельных отраслей экономики можно было бы увеличить в разы, если бы имелся спрос. К примеру, грузовые перевозки из России к балтийским портам. Так вышло, что все страны Прибалтики вынуждены торговать своим географическим положением (равно как и Украина). Эстония оказалась в этом смысле на отшибе, и аналитики пока не понимают, как вернуть всё на круги своя.
По всей видимости, главной добычей эстонцев могут стать российские бизнесмены, хотя официально заявленной целевой группой является малый и средний бизнес из стран ЕС. На фоне субъективного человеческого стремления «свалить» из России и совершенно объективного текущего оттока капитала это прибалтийское государство может стать настоящим оазисом для отечественных предпринимателей. Впрочем, статус «электронного резидента» не даст, по всей видимости, автоматического безвизового въезда. Но жизнь в этом смысле наверняка всё равно облегчит.
Понятное дело, что клюнет на эстонскую наживку и кто-то из европейских бизнесменов. Но комфортнее всего в Таллинне будет именно россиянам. Ведь русскоязычная среда там огромна. Значит, вовсе не обязательно учить государственный язык. Чего не избежать, если переезжать хотя бы в соседнюю Финляндию.
Теоретически это может означать и приток русскоязычных жителей в Эстонию. Это создаст почву для стабилизации тиражей русскоязычной прессы, которые в последние годы постепенно снижаются. К примеру, в апреле рост отмечен только у русскоязычной версии газеты Postimees.
Владимир Пешков, специально для «В кризис.ру»