Кажется, впервые за много лет проект перестройки в историческом центре Петербурга был единодушно одобрен чиновниками, архитекторами и даже градозащитниками.  Последняя концепция превращения Новой Голландии в торгово-развлекательный центр получила наивысшую похвалу всех заинтересованных сторон. Кроме жителей близлежащих территорий. Их спросить забыли. Но это как раз вовсе не удивительно.

Кажется, впервые за много лет проект перестройки в историческом центре Петербурга был единодушно одобрен чиновниками, архитекторами и даже градозащитниками.  Последняя концепция превращения Новой Голландии в торгово-развлекательный центр получила наивысшую похвалу всех заинтересованных сторон. Кроме жителей близлежащих территорий. Их спросить забыли. Но это как раз вовсе не удивительно.

Очередной проект переделки Новой Голландии родился в 2010 году. После того, как территорию приобрела компания «Новая Голландия Девелопмент», входящая в группу Millhouse Capital UK Ltd Романа Абрамовича. Непосредственно превращение старого петербургского уголка в современный гламурный центр курирует директор музея современного искусства «Гараж» Дарья Жукова.

novaygollandИдея облагородить древнюю руину не давала покоя всем пострперестроечным питерским губернаторам, начиная  с Анатолия Собчака. Количество конкурсов переустройства территории уже, кажется, не поддаётся подсчёту. Внести свой вклад в перестройку складов петровского времени хотели и Норман Фостер, и Никита Явейн. Однако слава эта, вероятно, достанется безликой голландской фирме West 8. Согласно последним сведениям, в сохранившихся исторических зданиях тюрьмы и складов она планирует создать несколько апарт-отелей (13 тысяч квадратных метров), десятки магазинов (около 10 тысяч квадратных метров), ресторанов (4 тысячи квадратных метров), выставочных залов и кинотеатров (более 5 тысяч квадратных метров) и сотни офисов (20 тысяч квадратных метров). А также построить несколько мостов и, предварительно вырубив все имеющиеся зелёные насаждения, густо засадить всю территорию липами. Общая сумма инвестиций 12 миллиардов рублей. Реконструкция пройдёт в шесть этапов и завершится в 2017-м, но уже со следующего года в качестве зимнего катка будет постоянно доступен пруд. В дальнейшем эту функцию примет на себя бывшая тюрьма, которую перекроют стеклянным куполом.

Восторг в связи с этим уникальным проектом высказал заместитель председателя ВООПиК Александр Кононов: «Концепция прекрасная!» Ему вторит кандидат в   губернаторы Георгий Полтавченко: «Проект очень симпатичный». И торопит инвестора, пора, дескать, приступать к реализации,  город так долго этого ждал. Не отстают от них и   члены Совета по культурному наследию: «Проект очень яркий». Хотя и признаются, что бюро West 8 им совершенно не знакомо, но работа проделана большая, и это вызывает огромное доверие, у нас так не умеют…

Итак, процесс облагораживания полудепрессивной местности вступил в решающую стадию. Через несколько лет о тишине древних печальных руин будут напоминать лишь старые затрёпанные фотографии и блестящие 3D-инсталляции молодых авторов, выучившихся в студии дизайна, устроенной аккурат на месте этих руин. Желающих посмотреть эти произведения современного искусства будут кормить в оборудованных по последнему слову техники ресторанах те самые повара, которые получат гастрономические познания в кулинарной школе, расположенной там же. После культурного просмотра и насыщения, посетители новой Новой Голландии смогут прекрасно провести время в магазинах и кинотеатрах. Или прогуляться вдоль пруда среди густых зарослей лип. Из окон верхних этажей перестроенных складов за счастливцами с умилением будут наблюдать многочисленные туристы и офисные работники.

Под влиянием этой высокой интеллектуальной и духовной атмосферы вся округа примет столь же благородный и современный облик

Разумеется, под влиянием этой высокой интеллектуальной и духовной атмосферы вся округа примет столь же благородный и современный облик. Больше не придётся наблюдать побои и нищету, слышать крики пьяниц и покашливание стариков — только безграничная экология и всепроникающий гламур. Ну и конечно, велосипедные дорожки!
nogollteperПроцесс джентрификации, начавшийся в годы губернаторства Валентины Матвиенко, набирает всё большие обороты. И если раньше он имел какой-то практический и даже культурный смысл, то теперь это превратилось в очевидное выдавливание  малообеспеченного населения с интересных в коммерческом смысле территорий. Целые кварталы превращаются в места обитания так называемого среднего класса, где обычный петербуржец может появиться лишь облагороженным и прилизанным, лучше всего — в виде скульптуры. Вроде ангела с книжкой Романа Шустрова. А традиционная петербургская культура из духовной плавно превращается в развлекательную. Вместо музея — арт-галерея, вместо театра — кабаре. С непременными кафе или рестораном и бутиком.

Можно, и вероятно, нужно создавать в депрессивных районах зоны культуры, отдыха и торговли. Возможно, используя для этого старые здания и заброшенные промышленные объекты. Но делать из этого глобальный тренд, по меньшей мере, недальновидно. Безусловно, лофт-проект «Этажи» — новаторский и актуальный. «Апраксин двор» изначально имел торгово-утилитарное назначение, его реконструкция и дальнейшее использование в качестве площадки для развития ремёсел вполне оправдано. Но вот идея перепрофилировать в развлекательный центр тюрьму «Кресты» более чем сомнительна. Для коренных петербуржцев это по-прежнему живой символ террора и произвола. Превращать место, где переломаны судьбы тысяч людей в гламурный закуток для избранных кощунственно.

Может быть, Дарья Жукова, в основном живущая за рубежом, едва ли больше нескольких дней проведшая в Санкт-Петербурге и никогда не учившаяся искусствоведению или даже культурологии, имеет самые лучшие намерения. Может быть, она даже искренне хочет внести вклад в питерскую культуру. Спасибо ей. Но Ханс-Ульрих Обрист, автор, которого в рамках совместного проекта издаёт «Гараж» и издательство Ad Marginem советует: «Динамичное развитие инфраструктуры в области современного искусства, которое мы сейчас наблюдаем в России, ни в коем случае не должно заменяться калькированием западных образцов. Следование мировым тенденциям в русской традиции имеет большой опыт симбиоза самобытности и открытости внешнему миру». Наверно, прежде, чем браться за перестройку Новой Голландии, меценату Жуковой следовало прочитать эту книгу до конца. Как, впрочем, и остальным сторонникам этого проекта.

 Ульяна Коваленко, специально для «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *