14 сентября в Санкт-Петербурге пройдут муниципальные выборы. Партии строили свою программу под предстоящие выборы губернатора, которые намечались на 2016 год. Именно их выдвиженцы и должны были создать условия для прохождения муниципального фильтра. Георгий Полтавченко спутал все расклады преждевременной отставкой и совмещением губернаторских выборов с муниципальными. Долговременный азарт пропал, но добавилось сиюминутной остроты.
Сначала несколько слов о главном. В нынешнем своем качестве петербургские муниципалитеты – некая вещь в себе. Поясняем. Во всех российских регионах именно муниципалитеты являются единственными выборными органами местной власти. Особняком стоят только Москва и Санкт-Петербург, в которых есть и депутаты городского парламента, и депутаты, скажем так, низовые. Кто-то явно лишний. Но есть закон Санкт-Петербурга № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга».
Почему бы не переформировать районные администрации в районные муниципалитеты, повестку дня которых – с естественным повышением уровня полномочий – будут определять народные избранники? Возможны и иные схемы, вплоть до увеличения состава городского Законодательного собрания с обязательным изменением полномочий его депутатов. Проще говоря, муниципальные избранники прямиком бы шли в Мариинский дворец.
Однако будем плясать от того, что есть. Если такие петербургские муниципалитеты существуют, значит, это кому-то нужно. Во всех смыслах – политическом, идеологическом, хозяйственно-экономическом. И не секрет, что именно слабость этих органов их вотчиной партии власти. «Свои» ребята малой кровью получают там непыльные мандаты и не путаются особо под ногами. А что пилят какие-никакие, но бюджеты да устраивают по МУПам своих родственников-знакомых, так законом это не запрещено. И зря кто-то думает, что там крутятся совсем малые деньги.
В 2013 году только через субсидии муниципалитетам выделили 455,4 миллиона рублей, в 2014-м речь идёт почти о 700 миллионах
Муниципальные образования Северной столицы получают из городского бюджета помощь в виде субвенций, дотаций и субсидий. В 2013 году только через субсидии муниципалитетам выделили 455,4 млн рублей, в 2014-м речь идёт почти о 700 млн. К этим сотням миллионов можно добавить и средства, которые зарабатывают сами муниципалитеты в виде отчислений от налогов и административных штрафов. Так что деньги в муниципалитетах есть.
Муниципальный фильтр для партийного претендента на пост губернатора – не менее 156 муниципальных голосов, представляющих не менее 84 муниципальных советов, повышает статус питерского муниципального депутаства
Значимость муниципального депутатства возросла с установлением муниципального фильтра. Применительно к Санкт-Петербургу он означает, что «проходной балл» для партийного претендента на пост губернатора – не менее 156 и не более 163 муниципальных голосов, представляющих не менее 84 муниципальных советов. Напомним, что в нашем городе 111 муниципальных образований и 1565 номинальных депутатов. Реальных, голосующих – 1409. Из них около 1100 представляют «Единую Россию» и еще порядка 200 к ней по различным причинам тяготеют. Понятно, что при таких условиях даже умеренно оппозиционный кандидат имеет мало шансов пройти фильтр, если ввяжется в борьбу в одиночку. Между тем практически все петербургские отделения федеральных партий поспешили выдвинуть своих кандидатов в Смольный.
Кандидаты наперебой стали заявлять об уверенности в победе. Ни о каких самоотводах в пользу единого кандидата никто не помышляет. Некие коалиционные потуги наметились лишь в тандеме «Яблоко»-«Гражданская платформа». Так что если ничего не изменится, то «гипотетический Навальный» в виде Оксаны Дмитриевой на берегах Невы не появится.
Правда, в Москве и Сергей Собянин отдал муниципалам директиву утвердить кандидатуру оппозиционера. Де-юре он фактически уравнял его в правах с собой. Наша же администрация рванула впереди лошади. Например, избирательный штаб губернатора удосужился собрать аж тысячу нотариально заверенных подписей. Конкуренты Полтавченко на тот момент остались у разбитого корыта. Начались обычные разговоры о том, что нельзя играть с напёрсточниками. И даже если горизбирком отберёт только искомые 156, оппозиционерам вряд ли удастся собрать нужное число подписей. И даже не только в силу их разобщённости.
«Перегибы на местах» продолжились в избирательных комиссиях. Сложилась целая летопись всевозможных нарушений, казусов и препон. Хитом стали очереди из так называемых «технических кандидатов» — людей, не имеющих никакого отношения к предстоящим выборам, зато препятствующих настоящим претендентам. Порой в этой роли, как в МО «Пулковский меридиан», выступали братки фашиствующего типа. Среди других типичных нарушений – закрытые двери избиркомов, сотрудники, разбегающиеся при виде кандидатов, липовые списки претендентов. Однажды прямо из-под телеэфира сбежал сам председатель городского избиркома Алексей Пучнин. Бывали и случаи попыток физической расправы.
Перечисление всех подробностей заняло бы слишком много места. Поэтому просто отметим, что в топе оказались следующие муниципалитеты: МО «Введенский», МО №65, МО «Московская застава», МО «Парнас», МО «Пулковский меридиан», МО «Сампсониевское», МО «Светлановское», МО «Черная речка». Там выдвижение кандидатов фактически было сорвано. Забавно, что в ряде случаев под раздачу попадали не только оппозиционеры и самовыдвиженцы, но и представители «Единой России». Бюрократический Молох пожирал всех скопом.
Конечно, кандидаты старались бороться. Олег Куликов из МО «Парнас» пикетировал горизбирком, пикеты проходили у здания горпрокуратуры и у самого Смольного. Кое-кто пошел в суд. «Яблоко» и «Справедливая Россия» потребовали отмены муниципальных выборов и роспуска избирательных комиссий в тех муниципалитетах, где было сорвано выдвижение кандидатов.
Порой к процессу подключались и местные тяжеловесы в лице депутатов петербургского Заксобрания и политики федерального уровня. Борис Вишневский, Ольга Галкина, та же Оксана Дмитриева. Но их ждала та же судьба – закрытые двери «беспредельных» муниципальных избиркомов. Воззывы к полиции и прокуратуре, как правило, оставались гласом в пустыне. Исключение составлял уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов и его аппарат. Шишлов сначала заявил о массовых нарушениях избирательных прав граждан, а потом организовал серию рейдов по проверке муниципальных избирательных комиссий. Результаты оказались разными. Где-то сигналы подтвердились, где-то всё происходило достойно.
Несколько интригующе прозвучало обещание заместителя руководителя фракции «Справедливой России» в Государственной Думе Олега Нилова. В случае повторения обид однопартийцев он пригрозил пожаловаться… председателю ЦИК Владимиру Чурову. Своему хорошему давнему знакомому. Это, конечно, бьёт наповал. Независимо от того, выступит ли знаменитый «волшебник» должностным лицом или просто приятелем. Что интересно, Чуров признал факты нарушений и попросил прокурора Петербурга Сергея Литовченко навести порядок. Словом, на малой родине президента для реализации избирательного права его земляков не обойтись без права телефонного. И без Чурова, конечно.
Так или иначе, процесс выдвижения кандидатов в муниципальные депутаты фактически закончен. Кто не успел вскочить на подножку уходящего предвыборного поезда, тот опоздал. Тут уж и чуровское волшебство не поможет.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»