За вычетом некоторых нюансов всё очевиднее становится непреложный факт – Украина находится в состоянии полугорячей войны с РФ. Это становится фоном для контактов между двумя государствами. В том числе торгово-экономических. В эпоху детанта была популярной присказка: «Кто торгует, тот не воюет». В нашем случае её вполне можно перефразировать: «Кто воюет, тот не торгует». Если взять этот тезис за аксиому, то скандал вокруг поставок в Россию продукции ряда предприятий украинского ВПК обретает полную законченность.
«Мотор-Сич» поставляет двигатели для российских вертолётов несмотря на то, что Порошенко издал указ о прекращении экспорта в Россию военных изделий
Фабула конфликта проста. В СМИ просочилась информация о том, что ряд украинских предприятий по-прежнему поставляют в Россию запчасти для самолётов, вертолётов и ракет. В частности, речь идёт о запорожском авиамоторном предприятии «Мотор-Сич». Именно оно поставляет двигатели для таких машин, как Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», не говоря о более прозаических Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24 и Ми-28. И это – несмотря на то, что в июне текущего года президент Украины Пётр Порошенко издал указ о прекращении экспорта в Россию военных изделий и продукции двойного назначения.
Ситуация и сложна, и проста. 130 предприятий государственного концерна «Укроборонпром» и ряд частных компаний развиваются в основном за счет экспорта. Более 45% военной продукции отправляется в страны Азии, на государства СНГ приходится до 30% поставок. Украинский экспорт в Россию по итогам 2013 года составил $1,2 млрд — это третья часть продаж. При этом следует отметить, что, несмотря на все политические веяния последних двух десятилетий, контакты ВПК двух стран оставались весьма прочными. Объяснение просто – в своё время на юге и востоке Украины размещалась треть предприятий оборонной промышленности СССР. С тех пор производственные мощности украинской оборонки сократились почти в пять раз, но научный и кадровый потенциал сохранился. Поэтому российская сторона активно сотрудничала с украинской. В такой кооперации участвовало 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий.
Дело не ограничивалось авиадвигателями от «Мотор-Сичи» или корабельными турбинами от николаевской «Зори-Машпроект». До недавнего времени Украина фактически обеспечивала устойчивость российского ядерного щита. Например, специалисты днепропетровского конструкторского бюро «Южное» и предприятия «Южмаш» осуществляли техническое обслуживание межконтинентальных баллистических ракет РС-20, которые на Западе называют Satan («Сатана»). В целом же Украина владеет эксклюзивной документацией на примерно третью часть всех ракет, стоящих на боевом дежурстве в РФ. Специалисты утверждают – если на таком сотрудничестве будет поставлен крест, Россию ожидают нелёгкие времена и большие финансовые затраты. Даже при самом оптимистичном прогнозе для создания замены РС-20 российским производителям понадобится не менее 5 лет.
Вероятные убытки украинской стороны оцениваются в $600 млн, российской — в $2 млрд
Эксперты уже оценили финансовые последствия от июньского указа Порошенко. Вероятные убытки украинской стороны оцениваются в $600 млн, российской — в $2 млрд. Конечно, в чисто денежном плане ресурсы несопоставимы, у России денег больше. Но здесь следует учесть, что разрыв с Украиной грозит не только этим. Например, украинский ВПК располагает уникальными инженерными технологиями, без которых будет трудно обходиться даже при гипотетической реализации программы оборонного импортозамещения. Так, попытка наладить несколько лет назад самостоятельное производство вертолётных двигателей в России успехом не увенчалась. В июне руководство госкорпорации «Ростех» — главного российского конкурента завода «Мотор-Сич» — пообещало довести производство вертолётных двигателей с нынешних 50 до необходимых 300-350 в год к 2016-му. Правда, насколько известно, предпринятые ранее попытки нарастить темпы производства моторов успеха не имели.
Без уникальных украинских двигателей будет сорвано производство в Ульяновске тяжёлых транспортных самолетов «Руслан»
Здесь нельзя забывать ещё об одном нюансе. Если разрыв связей с Украиной помешает реализации российской госпрограммы развития вооружений, рассчитанной на выполнение до 2020 года, то это по большому счету – сугубо наше внутреннее дело. Ну не получит российская авиация к этому сроку тысячу вертолётов… А если пока летающие будут падать из-за отсутствия запчастей? Если без уникальных украинских двигателей будет сорвано производство в Ульяновске тяжёлых транспортных самолетов «Руслан» (до 80 самолетов в год)? Сотни изготовленных в России вертолётов и других летательных аппаратов идут на экспорт. И зарубежным покупателям по большому счёту все равно, почему они не получат товар. Некоторые, возможно, даже постараются побыстрее устроить судебную разборку с заранее предсказуемым для России печальным результатом.
Для Украины, при фактической войне и серьёзном экономическом спаде, валютные поступления порой имеют критическое значение. В конце концов, они обеспечивают сносное существование десяткам тысяч людей. На это и сослались официальные представители «Мотор-Сичи». Мол, подписывать бумажки каждый может, а вот дать людям кусок хлеба… Существует и политический фактор реального украинского Юго-Востока (не путать с виртуальной «Новороссией»). В целом он спокоен. Но после прекращения контактов с Россией на «Южмаше» урезаны зарплаты и сокращена рабочая неделя.
Как-то не совсем логично поставлять военные комплектующие государству, которая уже аннексировало часть твоей территории и вроде бы не прочь продолжить приобретения
С другой стороны, как-то не совсем логично поставлять военные комплектующие государству, которая уже аннексировало часть твоей территории и вроде бы не прочь продолжить приобретения. Здесь вступает в силу морально-психологический фактор. Конечно, пока российские МБР на Украину не падают, корабли побережье не обстреливают, вертолёты практически не залетают. Но каково солдатам АТО знать, что их страна продолжает торговать с теми, кто поддерживает прямого противника? Можно, конечно, говорить, что на вырученные деньги армия получит новое вооружение и предметы снабжения, но в это вряд ли поверят. А в войну нужно единство нации. Тогда и армия побеждает, и деньги появляются.
Пока что официальная реакция Киева по поводу «левого» экспорта оказалась несколько невнятной. Мол, всё это слухи, кто не согласен, пусть первый бросит в меня камень, а СБУ во всем разберётся. В том числе – и с возможными поставками через третьи страны.
Не будем забывать, что между Украиной и Россией заключены межправительственные соглашения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей. Официально они не денонсированы. В частности, та же «Мотор-Сич» обязалась в 2014 году отправить в Россию 400 двигателей для вертолётов. С учетом статуса соглашений односторонний разрыв чреват судебными исками. Конечно, Киев ими не запугать, его действия многие поймут, но всё же.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»