На сайте госзакупок сообщается, что конкурс на предпроектные работы по трассировке городских велосипедных маршрутов в Санкт-Петербурге признан несостоявшимся. За месяц принять участие в тендере изъявили желание только две компании — ЗАО «Петербургские дороги» и ЗАО «Институт Стройпроект». Однако, когда подошёл срок проведения конкурса, последний заявку свою отозвал.
В результате, если Комитет по экономической политике не согласится признать «Петербургские дороги» победителем, Комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) придётся объявлять новый конкурс. И устройство 16 велодорожек будет отложено на неопределённое время. Понятно, что город без этих дорожек прекрасно обойдётся, как обойдутся без предложенных в тендере КРТИ пяти миллионов рублей дорожно-строительные компании. Даже для не самой большой из них это деньги, в общем-то, плёвые. А требования, заложенные в условиях тендера, прямо сказать, непомерные. Они включают схемы размещения велодорожек по каждому маршруту, маршруты с указанием искусственных сооружений. Требуются типовые поперечные профили и конструкции дорожной одежды (для каждого велосипедного маршрута), фрагменты «проблемных участков». А также схемы размещения сопутствующей инфраструктуры, элементов благоустройства и озеленения, принципиальные схемы организации дорожного движения в узлах пересечения велосипедных маршрутов с маршрутами движения других участников дорожного движения.
К этому должна прилагаться пояснительная записка, содержащая анализ действующих нормативных правовых актов, технического состояния и местоположения существующих и условий движения в зоне планируемых велодорожек, выявление опасных участков, наиболее загруженных маршрутов движения пешеходов и транспорта, наличия охранных зон, инженерных сетей и подземных коммуникаций. Должны быть подготовлены обоснования для внесения изменений в действующие нормативные правовые акты и дан прогноз социально-экономического и градостроительного развития территории и транспортной инфраструктуры в зоне размещения новых велодорожек.
Важным элементом техзадания является также требование оценки возможности и эффективности реализации проекта в техническом и экономическом аспектах, расчёт капитальных и эксплуатационных затрат, с расчётом роста интенсивности движения на десятилетний период. Всё это — за 70 дней.
Вероятно, любая строительная компания за этот срок смогла бы создать удовлетворительный проект любых дорожных трассировок. Кроме велосипедных. Поскольку серьёзного опыта проектирования и обустройства велодорожек нет ни у одной петербургской фирмы. Не было в трёхсотлетней истории Санкт-Петербурга такого периода, когда требовалось покрыть город сетью велосипедных маршрутов. Да даже ещё пять-десять лет назад велосипедисты прекрасно обходились без них. Те, для кого велосипед — по-настоящему средство передвижения обходятся и теперь. Специальных дорожек требуют праздные представители «креативного класса», для которых поездка на велосипеде — лишь один из видов досужего развлечения. Тратить на их удовольствия бюджетные средства — даже такие небольшие — может быть, и не стоит.
Пять миллионов рублей в масштабе города — капля в море. Тем не менее, на эти деньги можно построить три квартиры для очередников. Можно сделать косметический ремонт в четырёх школах. Или оснастить сотню школ современными компьютерами. Или пополнить каждую школьную библиотеку города полусотней хороших книг.
Если же прибавить к этим пяти миллионам в 41,2 млн рублей, которые Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры, предлагает за реставрацию галереи Митрополичьего корпуса с двумя башнями и Семинарского корпуса с южными воротами главного входа на территории Александро-Невской, то эффект возрастёт в разы. Причём в кратчайшие сроки — до середины декабря нынешнего года.
РПЦ — организация отнюдь не бедная. Она в основном не платит налогов, и потому доходы от её деятельности, в том числе и коммерческой, развернувшейся в последние четверть века от свечек и душеспасительных брошюр до сигарет и водки, оценить невозможно. Но церковная казна явно с честью выдержит затраты на починку собственного имущества. И в связи с этим, конечно, возникает вопрос, на каком основании город решил вложить средства своих граждан, в том числе, атеистов или приверженцев иных конфессий, в ремонт православного добра. Которое, согласно ФЗ РФ № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 года, полностью и окончательно отчуждено «из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций». Которые, как давно известно, отчуждены от российского государства.
В Санкт-Петербурге более полутора столетий существует Костёл во имя посещения Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы, построенный знаменитым русским архитектором Николаем Бенуа, в этом костёле и похороненным. Внутренние росписи храма выполнил известный художник Адольф Шарлемань. Это произведение неоготики является объектом культурного наследия регионального значения. В 2005 году здание передано католической церкви. С тех пор все расходы по его возрождению и содержанию приняла на себя католическая церковь. Но все усилия настоятеля — отца Рихарда — привести в порядок костёл и прилегающую территорию наталкиваются на препятствия со стороны муниципальных и городских чиновников. Однако он не опускает рук, и продолжает трудиться во имя Бога.
Католиков в Санкт-Петербурге около 1 % (в том числе, отнюдь не богатые студенты) и они не жалеют собственных сил и средств на восстановление храма. Велосипедистов — по их собственным подсчётам — более 2%. Большинство из них люди вполне обеспеченные, это успешные менеджеры, банковские служащие, айтишники (стоимость их велосипедов от $350). И если они фанатики городской велосипедизации, то почему бы не вложиться в развитие этого вида транспорта — деньгами, например. Кто мешает велосипедистам объединёнными усилиями оплатить предпроектные работы, а также строительство велодорожек? Ведь главного они уже добились — городское правительство не возражает против того, чтобы в их пользу урезать тротуары. Даже согласилось следующим летом отдать им на откуп часть Невского проспекта.
Дело за малым — взять, да и построить. Но велосипедизация, как и иные увлечения «креаклов» — явление временное. Не столь давно они были увлечены политикой, но полицейские дубинки быстро отбили охоту к этой моде. Если через полгода Полтавченко — и так не особенно благосклонно взирающий на велосипедные страсти — наотрез откажется, а то и запретит катание по городу на двухколёсных средствах передвижения, пройдёт и это. Настанет время чего-то ещё, а потом ещё… Пока не придёт кто-то совсем некреативный и не разгонит всю эту камарилью.
Анна Мышкина, «В кризис.ру»