Россия получила ещё один спортивный прикуп. Универсиада-2013 в Казани и Олимпиада-2014 в Сочи плавно перетекают в ЧМ-2018 и ЧЕ-2020. Первый чемпионат – мировой футбольный турнир, второй – европейский. Менее чем через 6 лет Санкт-Петербург примет три встречи группового этапа и матч 1/4 финала Евро-2020. Не удивляйтесь, что происходит смена обычного алгоритма: один чемпионат – одна страна (максимум две, как это было, например, в 2012-м в Польше и Украине). Просто в 2020-м исполняется 60 лет со времени проведения первого чемпионата Европы по футболу (кстати, выигранного сборной СССР). Считается, что нынешний российский футбол имеет на своём счету и ту славную победу.
Не будем спорить о статистических выкладках. Лучше разберёмся, почему так случилось и что из этого получится. И не станем повторять высказывания некоторых доброхотов – мол, России отдают все крупнейшие международные спортивные соревнования только с целью её разорить. Здесь всё гораздо серьёзнее.
В УЕФА было подано 19 заявок. Отсеяли шесть кандидатур. Среди победителей Санкт-Петербург стал третьим (29 баллов), его обогнали лишь Мюнхен (38) и Баку (37). С первым всё предельно ясно, столица Баварии может хоть завтра принять любой футбольный турнир. Для Азербайджана же этот успех – ещё один элемент мозаики, которая складывается в образ динамичной южной страны. Недаром логотип Azerbaijan Land of Fire («Азербайджан – земля огня») красуется на форме футболистов ряда европейских команд, в том числе достаточно элитного мадридского «Атлетико».
Конечно, это стоит денег. Например, за ношение этой надписи Азербайджан готов заплатить «матрасникам» 12 млн евро. К слову, среди российских брендов на мировой арене котируется лишь символика «Газпрома», но никак не собственно РФ. Ну да ладно.
Если вернуться к Евро-2020, то перед подведением итогов в стане российской делегации царила определенная нервозность. Причина очевидна – категорически против Северной столицы была настроена Украина. Когда всё обошлось, россияне не скрывали своей радости и на каждом шагу повторяли как заклинание: «Футбол вне политики!»
Но такие заявления как минимум преждевременны. Взять ту же ситуацию с крымскими командами, которые Российский футбольный союз активно пропихивает в российское первенство. Для этого делается всё возможное и невозможное. Например, происходит перерегистрация, после которой команда с известным еще со времен СССР именем «Таврия» становится неким «ТСК», а громкое имя «Севастополь» меняется на неудобоваримое «СКЧФ». Появляются и новые клубы, как это случилось с ялтинской «Жемчужиной». Кстати, в 1990-е команда с аналогичным названием прозябала в Сочи. Порой функционеров РФС обвиняют чуть ли не в подлогах. Наши обычно отшучиваются: «Когда еще крымские клубы выступят в турнирах под эгидой ФИФА и УЕФА? Через 100 лет? Чего же огород городить?».
На днях в швейцарском Ньоне проходила даже четырёхсторонняя встреча представителей УЕФА, ФИФА, Федерации футбола Украины и РФС. Выступал и вице-президент УЕФА Григорий Суркис. Он сказал многое по поводу крымских футбольных реалий, оперируя при этом не эмоциями, а фактами и документами. В том числе – имеющими международный статус. Полная стенограмма его выступления гуляет в Интернете. Не исключено, что именно благодаря его труднооспоримым доводам решение на месте не приняли. Создана рабочая группа, которой до середины октября поручено урегулировать вопрос, принципиальный для Украины и России. Не будем делать прогнозы. Хотя весь комплекс проблем по нахождению того или иного региона в составе той или иной страны решают всё-таки не футбольные чиновники. А политики по поводу Крыма уже всё сказали. Вот тебе и футбол вне политики.
Не будем давить на болевую точку недавнего бразильского мундиаля. Постараемся оценить ситуацию в целом. Знающие люди говорят, что российский футбол – это не спорт, а площадка для отмывания колоссальных денежных объёмов. В результате детский футбол, несмотря на открытие большого количества площадок с искусственным покрытием имени того же «Газпрома», превратился в вещь в себе. Турниров масса, но дальше стена, которую преодолевают лишь считанные счастливчики. Да и те в основном полируют скамейки запасных. Специалисты утверждают: квалифицированных игроков в России можно набрать на десяток команд, не более (сейчас в российской премьер-лиге их 16). Да и те придётся процентов на 80-90 комплектовать легионерами. Их оппоненты говорят что-то типа: «Страна у нас большая, футбол любят везде. Зачем же ущемлять права болельщиков?» Свежо придание…
Последний пример – история со стадионом «Открытие Арена», на котором отныне будет проводить своим домашние матчи некогда суперпопулярный московский «Спартак». В седьмом туре он проводил свой первый матч на новом стадионе. Играл с ныне затрапезным московским «Торпедо». Выиграл вполне убедительно – 3:1, но дело не в том. На первую в истории команды официальную игру на полностью своём стадионе пришло, если судить по официальной статистике, порядка 30 тысяч болельщиков (вместимость – 45 тысяч человек). Фактически же трибуны заполнились едва наполовину. Ладно, это Москва, в которой хватает и хлеба, и зрелищ. Но аналогичная картина наблюдается и в провинции. Для кого же проводятся все эти пафосные мероприятия типа мировых и европейских первенств, если люди не идут даже на игры своих футболистов? Или в 2018-м и 2020-м повторится история Олимпиады-80, когда в Ленинграде, где проходили матчи группового этапа, на стадион имени С.М. Кирова народ пускали практически бесплатно? Да ещё завозили чуть ли не на трибуны бесплатными автобусами.
Правда, теперь и стадиона-то ещё нет. Эпопея с долгостроем на Крестовском острове уже озвучена многократно. В двух словах – строительство арены началось в 2007 году и сопровождалось серией громких скандалов с участием в качестве разводящих первых лиц государства. Первоначально стоимость строительных работ оценивалась в 6,7 млрд рублей со сроком сдачи объекта в 2011 году. Затем сроки завершения строительства неоднократно переносились, а стоимость возросла до 43,7 млрд рублей. Дошло до того, что «Зенит», который логично положил глаз на эту арену, даже собрался строить свой собственный стадион эконом-класса южнее Купчино.
После вмешательства федеральных властей и надзорных органов с возбуждением уголовных дел о растратах стоимость арены на Крестовском упала до 34,9 млрд рублей. Недавно Смольный объявил конкурс на завершение строительства. Максимальная цена контракта – 9,14 млрд рублей. К слову – «Открытие Арену» строили ровно 4 года, она обошлась частным спонсорам в 14,5 млрд рублей. При этом сумма инвестиций в строительство стадиона по ходу снизилась примерно в два раза. Как говорится, почувствуйте разницу, даже несмотря на то, что петербургская арена будет вмещать 69 тысяч человек. Особенно с учётом того, что стадион на Крестовском острове строится на деньги из городского бюджета.
Забавно, но сразу же возникла путаница. Как уверяют очевидцы, Санкт-Петербург выиграл во многом благодаря красочной фото- и видеопрезентации. Эксперты её оценили. Нечто подобное произошло в истории с победой сочинской заявки – там комиссии тоже предъявили лишь красивую картинку. Скорее всего, журналисты из Euronews не поверили, что такое бывает, потому в мини-ролик, представляющий каждый из городов-победителей – наряду с Санкт-Петербургом ими стали, кроме вышеупомянутых Мюнхена и Баку, также Рим, Лондон, Копенгаген, Бухарест, Амстердам, Дублин, Бильбао, Будапешт, Брюссель и Глазго – вставили компьютерную графику, на которой показан… нынешний стадион «Петровский». Смайлик ставить не будем, ибо за державу обидно. Тем более что все официальные лица, гордые за эту околоспортивную победу, утверждают: стадион на Крестовском острове обязательно будет сдан в эксплуатацию как минимум к чемпионату мира-2018, а то и раньше. И вообще всё пройдет на высочайшем организационном уровне. Интересно, как бы обстояли дела, не будь в календаре этого футбольного форума?
Конечно, напоследок можно задать сакраментальный вопрос: «А почему, собственно, Санкт-Петербург?» Ответа не будет, как его не было в случае с Краснодаром. Напомним, что этот город, имеющий две весьма крепкие команды премьер-лиги – «Кубань» и «Краснодар» — отцепили от чемпионата мира-2018. Внятных объяснений не последовало. Лишь в кулуарах поговаривали, что местный губернатор Александр Ткачёв что-то там сказал вразрез с национальной политикой Кремля. Вот и наказали – не его, а болельщиков. Из самого, пожалуй, футбольного региона России.
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»