Авиатранспорт сотрясается социальными конфликтами. Начиная сентября только в Европе прошли две крупные забастовки в Air France и Lufthansa. Французы бастовали против перевода части пилотов на работу в лоукостер Transavia. Немцы – против изменения зарплатных тарифов и повышения пенсионного стажа.
В соответствии со стратегическим планом, французы намерены к 2017 году увеличить парк лоукостера с 47 до 100 воздушных судов. Главное, чего добивается профсоюз флагманской компании – чтобы у пилотов Transavia были такие же зарплаты и уровень социального обеспечения, как в Air France. Менеджмент не хочет на это идти, поскольку затраты на персонал здесь и без того из самых высоких.
Если французы провели одну крупную стачку в несколько недель, то немцы останавливали работу в шестой раз за полгода. Забастовки длятся сравнительно недолго, всего по нескольку дней. К примеру, на прошлой неделе – два дня. Причём бастовало только грузовое подразделение, и пассажирские рейсы затронуты не были.
Интересно, что от французской забастовки выиграла авиакомпания EasyJet. Прогноз её годовой выручки увеличен примерно на 5% – с 700 млн евро до 740 млн. Очевидно, что и другие компании выиграли не меньше. Ведь прогноз потерь AirFrance составляет 500 млн евро, а прогноз выручки снижен с 2,2 млрд до 1,7 млрд евро. Каждый день забастовки обходился компании примерно в 20 млн евро. Причём EasyJet – как раз прямой конкурент Transavia.
Это не абстрактные цифры. Это пассажиры, которые не смогли улететь с французской компанией и выбрали другую. Известны случаи, когда людям из-за забастовки приходилось покупать более дорогой билет, что приносило конкурентам большую прибыль, чем потери AirFrance. Пасажиропоток у французского авиаперевозчика снизился почти на 16%.
Кстати, в июне во Франции прошла забастовка диспетчеров. Они выступали против реформирования своей отрасли и грядущего сокращения. То есть, решили саботировать планы реорганизации на период 2015-2019 годов. В результате было отменено до 20% всех рейсов во Франции.
6 сентября бастовали диспетчеры римского аэропорта «Фьюмичино». Из-за этого были отменены десятки рейсов разных авиакомпаний. О её причинах не сообщалось.
В израильском аэропорту «Бен-Гурион» также предзабастовочное состояние. 7 октября профсоюзы объявили о трудовом конфликте с администрацией воздушной гавани. Активисты добиваются улучшение условий трудового договора. В то же время профсоюзное объединение «Гистадрут» объявило состояние трудового конфликта на 11 государственных предприятиях. Интересно, что 18 сентября прошла ещё одна забастовка в том же аэропорту – в знак солидарности с работниками компании «Доар Исраэль».
На прошлой неделе бастовали даже уборщики из нью-йоркского аэропорта «Ла Гуардиа», обслуживающего внутренние авиарейсы США. Они считают, что недостаточно защищены от вируса Эбола. Сообщается, что им не досталось защитных масок и перчаток. Пока они бастовали, их обязанности пришлось выполнять сотрудникам авиакомпаний.
Российские лётчики, если и решаются провести свои акции, то делают это фактически втихаря
В отличие от зарубежных авиаторов, российские проводят свои акции фактически втихаря. К примеру, на прошлой неделе в Томске прошла забастовка лётчиков, из-за чего на 4 часа был задержан рейс на Новосибирск. Однако, официально называется другая причина – технические неполадки. По-видимому, российские лётчики научены горьким опытом «Шереметевского профсоюза лётного состава». Крупных акций неповиновения они не проводят.
Не пошла дальше угроз и забастовка на татарстанском предприятии «Ак Барс Авиа». В феврале её работники собирались объявить стачку из-за долгов по зарплате. Общая задолженность на 1 февраля составляла 50 млн рублей. В январе компания не смогла оплатить текущие прямые расходы, увеличив долги перед аэропортами, поставщиками топлива и другими партнёрами на 30 млн. Остановка работы была запланирована на 20 февраля. Однако, сообщений о её начале не поступило.
Кстати говоря, осень ознаменовалась приходом иностранных гражданских пилотов в российскую авиацию. Летом правительство из-за острого кадрового голода временно разрешило им работать на линиях. Многие тогда протестовали – было непонятно, что за специалисты и откуда прибудут в Россию. Но опасения пока не оправдываются. Первым пилотом стал немец Дитер Рольфс. Всего планируется привлечь до 200 иностранце в год, из них 80 – квота «Аэрофлота». Всего компания получила 821 резюме – конкурс составляет около 10 человек на место. Больше всего заявок поступило из Чехии, Германии, Италии и Испании.
Сейчас в гражданской авиации, как видно, происходят давно назревшие изменения. С одной стороны, мировой кризис не позволяет тратить на персонал столько же, сколько прежде. С другой, персонал это не устраивает. Делать что-то нужно и решения популярными не будут. В любом случае, это вопрос выживания для каждого игрока.
Игорь Страхов, специально для «В кризис.ру»

653455 913108After examine a couple of of the weblog posts inside your website now, and I truly like your manner of blogging. I bookmarked it to my bookmark internet site list and might be checking back soon. Pls take a appear at my site as effectively and let me know what you believe. 855896
914651 296656Wow, fantastic blog layout! How long have you been blogging for? you make blogging look simple. The overall appear of your internet web site is great, let alone the content material! 315611
947328 36230I would like to see far more posts like this!.. Excellent weblog btw! reis Subscribed.. 940431