Война на Донбассе ломает судьбы миллионов людей. Тяжёлые времена переживают и флагманы индустриальной мощи региона. В их числе крупнейший в СНГ и Восточной Европе производитель товарного чугуна – Донецкий металлургический завод (ДМЗ) группы «Донецксталь», градообразующее предприятие столицы шахтёрского края.
Британский союзник
Из истории. В 1867 году питерский инженер Аполлон Мевиус обосновал возможность постройки метзавода при угольном руднике (шахты Гурьевская, Михайловская и Елизаветинская) у села Александровка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Князь Сергей Кочубей и царское правительство подписали договор о постройке рельсового завода.
В 1869 году концессию у Кочубея за 24 тысячи фунтов стерлингов купил Джон Юз (1814-1889), британский промышленник из Южного Уэльса. Он основал в Лондоне «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств», построил у шахт Александровки, на берегу реки Кальмиус, метзавод и поселок Юзовка.
24 апреля 1871 года сдали первую домну. 24 января 1872 года получен первый чугун. Эта дата – официальный день рождения ДМЗ. В 1913 году Юзовка дала 74% российского железа. Не факт, что Юз знал фабриканта Фридриха Энгельса и экономиста Карла Маркса. Но на заводе уделяли внимание «социалке». Работали бесплатная больница для рабочих и три школы для их детей.
Другой британец, шотландский архитектор и механик Чарльз Гаскойн (1739-1806, с 1803 года начальник Адмиралтейских Ижорских заводов), построил Луганский литейный завод. Юз завершил жизненный путь в питерском «Англетере», его соотечественник – в Колпино. Оба внесли вклад в развитие флотской артиллерии. Гаскойн изобрел новое орудие ближнего боя – коронаду (или гасконаду). Юз – лафет для тяжёлых пушек.
Через 46 лет после запуска, 24 января 1918 года, Юзовский завод национализировали большевики. После гражданской войны предприятие лежало в руинах. Вслед за реконструкцией завода (1921-1923) Юзовку переименовали в Сталино. На уровень 1913 года СМЗ вышел к 1928 году, началу эпохи сталинских пятилеток. В октябре 1941 года предприятие встало, часть оборудования вывезли на Урал. 4-7 сентября 1943 года нацисты взорвали заводские объекты. К объемам производства 1940 года СМЗ снова вышел к 1950-му.
В 1996 году ДМЗ был акционирован. В 1997 году на завод пришел британский инвестор – MetalsRussia. Были модернизированы электросталеплавильный и обжимный цеха (с 1999 года выделены в завод «ИСТИЛ-ДМЗ»). В 2002 году доменное и мартеновское производства объединили в ПрАО «Донецксталь» – металлургический завод» (ДМЗ). В ассортименте — чугун (1,45 млн тонн в год), сталь (1,5 млн тонн), прокат сортовой (0,37 млн тонн) и листовой (0,52 млн тонн). Потребители металлопродукции – 15 регионов Украины, Россия, Беларусь, Азербайджан, Эстония, Литва и еще 43 страны мира.
Железный крест и стальной трест
Группа Донецксталь – вертикально интегрированный холдинг, преемник созданного в 1992 году ОАО «Концерн Энерго». Делится на 4 сегмента: металлургия (ДМЗ), транспорт и логистика (АТП «Укрстрой»), угледобыча и коксохим. Управляющая компания группы – ПрАО «ДМЗ».
Балансовые запасы угля 290 млн тонн. После приватизации ОАО «Шахта Красноармейская-Западная № 1» в 2002 году на её базе создано новое шахтоуправление – ШУ «Покровское». Это крупнейший в СНГ центр добычи коксоугля (8 млн. тонн в год). ОФ «Свято-Варваринская» – крупнейшая углеобогатительная фабрика Украины (7,9 млн. тонн в год, 5 классов углей). ШСК «Донецкшахтопроходка» – одна из ведущих шахтостроительных компаний страны.
8 батарей на ПАО «Ясиновский коксохимический завод» (ЯКХЗ) и ЧАО «Макеевкокс» дают 3,4 млн.тонн кокса в год. Или 36% концентрата коксоугля в Украине и 100% концентрата марки К с содержанием серы не менее 1%. Основной потребитель – Мариупольский меткомбинат (ММК) холдинга Метинвест группы System Capital Management (SCM, владелец Ринат Ахметов, «украинский Берлускони»).
Основал концерн «Энерго» и группу «Донецсталь» бывший директор шахты «Ждановская» Виктор Нусенкис, безуспешно претендовавший на Макеевский меткомбинат и «Криворожсталь». В 1999 года бизнесмен переехал в Подмосковье и получил гражданство РФ.
Нусенкис крупнейший церковный жертвователь УПЦ МП (1 млн гривен в год). Духовным отцом бизнесмена стал ныне покойный схиархимандрит Зосима (Сокур), венчавший в 1997 году Виктора и Людмилу Януковичей. Для РПЦ форпост на Донбассе важен и потому, что отсюда родом «самосвят» и «раскольник» Филарет (Денисенко) — патриарх УПЦ КП, экзарх Украины (1966-1990), местоблюститель патриаршего престола РПЦ (после смерти Пимена и до интронизации Алексия II).
На деньги Нусенкиса отстроены основные храмы Донецкой епархии УПЦ МП. В июле 2003 года на территории ДМЗ открыт первый в Украине заводской храм – Святителя Игнатия Мариупольского. Колокола отлили в литейном цехе завода. Община храма с 2004 года издает «Игнатьевский благовест», приложение к газете «Металлург». Работает при храме и просветительский Духовный центр ДМЗ. Своеобразный православный синдикализм или тред-юонизм.
В июле 2011 года «Коммерсант-Украина» сообщал о скандале, который произошел на Поместном соборе УПЦ МП. Тогда планировалось принять новый Устав церкви, предполагавший, по мнению его противников, расширение ее автономии. Нусенкис присутствовал на соборе как делегат от мирян Донецкой епархии. В своем выступлении он назвал собор «сборищем». За это митрополит Владимир (Сабодан) сделал ему замечание. В ответ Нусенкис якобы заявил, что автокефалии у УПЦ МП никогда не будет.
Прокурорская доля
В лихие 90-е великие вопросы эпохи решались на Донбассе как и сейчас – строго по Бисмарку, железом и кровью. В октябре 1995 года на стадионе был взорван президент ФК «Шахтер» Ахать Брагин («Алик Грек»). В ноябре 1996 года в Донецком аэропорту по прилете с юбилея Иосифа Кобзона был застрелен депутат Верховной Рады, деятель Либеральной партии Украины (ЛПУ) и главный акционер Индустриального союза Донбасса (ИСД) Евгений Щербань. Дело погибших продолжают соответственно Ринат Ахметов и Сергей Тарута.
Как ДМЗ не попал под замес в эпоху передела «общенародной» соцсобственности и первоначального накопления? Помогли «бизнес-ангелы» – братья Васильевы, Александр (старший) и Геннадий (младший). Когда Николай Азаров в октябре 1996 года возглавил только что созданную Государственную налоговую администрацию Украины, Александр Васильев стал начальником управления ГНАУ по Донецкой области, потом Контрольно-ревизионного управления (КРУ) региона.
Геннадий Васильев («Гена Генпрокурор») взял планку выше. Окончив в 1976 году Харьковский юринститут, в отличие от Михаила Горбачева, смог стать «следаком». Первое место службы – прокуратура Ленинского района, где и находится ДМЗ. В 1991-1996 годах – облпрокурор. С 1994 года – депутат ВР. В 2003-2004 годах – генпрокурор.
На выборах 2006 года васильевская «Держава» не сговорилась с Партией регионов и ПСПУ. В 2007 году «державник» избрался в Раду по списку «рыгов» и стал первым вице-спикером. В 2008 году Forbes оценивал состояние Васильева в $575 млн. Издание «Корреспондент» насчитало еще больше – $1,66 млрд, поставив экс-генпрокурора на 16-е место в списке самых богатых украинцев.
Когда Янукович стал президентом, Геннадий Васильев с год поработал замглавы его администрации, у «украинского Суркова» Сергея Лёвочкина. Многое о непростом прошлом «Легитимного» знают снявший с него судимости глава Енакиевского горсуда Александр Сажин (дядя Людмилы Янукович), космонавт Георгий Береговой, тот же Лёвочкин и его покойный отец генерал милиции Владимир Лёвочкин. Возможно, в служебные тайны посвящен и Васильев, главный в бригаде донецких «прокурорских», из которой Виктор Пшонка и Ренат Кузьмин.
«Юрист с портфелем в руках – куда большая сила, чем сотня вооружённых налётчиков», – считал Дон Корлеоне. Осенью 1993 облпрокурор Геннадий Васильев познакомился с Нусенкисом и стал компаньоном церковного мецената. Наверное, можно даже сказать, «крышей». Такой не всегда взаимовыгодный и прозрачный симбиоз власти и бизнеса, вынужденное частно-государственное партнерство (ЧГП) «по-донецки». Время было очень тяжелое и смутное, в бандитских разборках гибли десятки людей, прокуратура и милиция не спешили расследовать резонансные преступления и защищать законопослушных граждан за спасибо.
Кузбасский фронт
Нынешняя донбасская «война олигархов» для Виктора Нусенкиса, группы «Донецксталь» и ДМЗ началась задолго до Майдана и АТО. Наверное, с февраля 2011 года, когда Геннадий Васильев покинул пост замглавы администрации президента Януковича. В конце мая 2011 года украинская Госкомиссия по ценным бумагам (ГКЦБФР) ввела 12-месячный запрет на сделки с ценными бумагами 12 предприятий группы «Донецксталь». И за день их капитализация упала почти на $200 млн!
Ещё в 1997 году Нусенкис приобрёл бизнес-активы в России, в Кемеровской области – угольную компанию «Заречная», входящую в пятёрку ведущих российских производителей концентратов энергетического угля (90% экспортируется в 12 стран). В 2012 году УК «Заречная» (7 шахт, обогатительная фабрика) отгрузила потребителям 8,4 млн тонн готовой продукции. У ОАО «Газпромбанк» был взят кредит на 10 млрд рублей (в долларовом эквиваленте) под проект по развитию ШУ «Карагайлинское» (общая стоимость проекта — 14 млрд рублей).
С осени 2012 года Васильев развернул наступление на УК «Заречная», МПО «Кузбасс», СХО «Заречье» и другие российские активы Нусенкиса. Заодно с «Геной Прокурором» был Константинос Папунидис («Костя Грек»), уроженец Грузии и гражданин Греции, глава наблюдательного совета киевского ПАО «Кредитпромбанк» (владеет 20,12% акций банка, 49,9% принадлежит ирландской Homertron Trading Limited, 12,59% — греческой Fintest Holding).
Сначала, в октябре 2012 года, Васильев затеял тяжбу в Московском арбитражном суде, но неудачно. 21 ноября он подал заявление в арбитраж Кемеровской области. И уже 22 ноября судья Елена Кулебякина удовлетворила заявленные требования. 5 декабря было опубликовано определение об аресте долей Нусенкиса в УК «Заречная» (99,53%) и СХО «Заречье» (19,03%).
19 декабря Кемеровский арбитраж по заявлению кипрской Salesi Investments Limited принял решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «МПО «Кузбасс» с повесткой дня: досрочно прекратить полномочия всех членов совета директоров компании и избрать новых. После этого 5,5 тысячи работников УК «Заречная» направили открытое обращение к генпрокурору РФ Юрию Чайке, главе СК РФ Александру Бастрыкину и председателю Высшего арбитражного суда РФ Антону Иванову. По мнению шахтёров, захват «Заречной» людьми вроде Васильева и Папунидиса неминуемо отбросит процветающее предприятие «в смуту 1990-х и снова поставит ситуацию на грань социального взрыва».
Зимой 2013 года в конфликт вмешались власти Кузбасса. 7 февраля гендиректор УК «Заречная» Виталий Харитонов и первый замгубернатора Мазикин подписали Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2013 год между компанией и администрацией региона. 21 февраля ситуацию с УК «Заречная» рассмотрел губернатор Аман Тулеев.
Он назвал «странное» решение Кемеровского арбитража «беспределом» и отметил, что судья Кулебякина фактически защищает интересы ООО «Регионсервис», пользующегося тесными связями (в т.ч. родственными) в правоохранительных структурах Кузбасса. По словам губернатора, руководители «Регионсервиса», Сергей Учитель и Денис Рыбаков многие годы работают против экономических интересов области, обслуживая коммерческие запросы сомнительных структур.
Тулеев официально призвал суд быть объективным, а не прикрывать «рейдеров». Губернатор подчеркнул, что власти области не допустят беспредела и будут принципиально отстаивать интересы кузбасских горняков. 5 марта 2013 года Седьмой арбитражный апелляционный суд (Томск) удовлетворил апелляционную жалобу ОАО «Шахта «Заречная» и отменил решение Кемеровского арбитража.
Боевые будни
2014 год принес 9 тысячам работникам ДМЗ и их семьям новые испытания, как и всем жителям Донбасса. Как и Ринат Ахметов, Виктор Нусенкис вынужден лавировать между двумя сторонами конфликта, учитывать усталость населения от ужасов войны. При этом подмосковному православному миллиардеру приходится вести дела с большей оглядкой на официальную позицию Кремля и РПЦ. Отдавая отчет, что даже на Донбассе и в Крыму отнюдь не вся паства «каноничной» УПЦ МП симпатизирует «Русской православной армии». И таким ополченцам как погибший под Славянском внештатный пономарь Киево-Печерской лавры (предположительно) Сергей Жариков (снайпер с позывным «Ромашка»), священник Олег Трофимов из Северодонецка и луганский протоиерей Владимир Марецкий.
В апреле города Донбасса один за другим захватывали бойцы ДНР и ЛНР. И тогда же межведомственная рабочая группа при правительстве Арсения Яценюка согласовала (по данным СМИ) список 19 инвестиционных и инфраструктурных проектов, которые могут рассчитывать на господдержку, в т.ч. правительственные гарантии при привлечении банковских кредитов. В числе самых денежных «счастливчиков» оказалась «Донецксталь» с проектом строительства литейно-прокатного комплекса ДМЗ стоимостью 3,4 млрд гривен. Правда, кабинет Азарова планировал выделить компании Нусенкиса по госпрограмме 9 млрд гривен. По данным на март 2014 года, «Донецкстали» были доступны кредитные линии на сумму $80 млн долларов США как от международных, так и от украинских финансовых структур.
Война внесла свои коррективы. Еще 19 марта свой 5-летний юбилей торжественно, с вручением грамот Красноармейского благочиния Донецкой епархии УПЦ МП, отметила ОФ «Свято-Варваринская». Уже 6 мая был назначен новый гендиректор и глава правления ПрАО «ДМЗ». Им стал Сергей Зинченко, до этого коммерческий директор и директор по производству. Прежний руководитель ДМЗ, Александр Шаповалов по соглашению сторон стал советником главы набсовета ПрАО «ДМЗ» Юрия Филатова, в связи «со сменой места жительства». Самой собой, единственным бенефициарным собственником управляющей компании Группы «Донецксталь» остался Виктор Нусенкис.
За январь-февраль 2014 года «Донецксталь» произвела 687 тысяч тонн концентрата коксующегося угля, 348 тысяч тонн кокса и 214 тысяч тонн чугуна, что полностью соответствовало краткосрочным финансовым и производственным прогнозам. 55% продукции экспортировалось через морские порты Одесса, Николаев и Южный и украинские железнодорожные узлы. В канун референдума в Крыму, руководство «Донецкстали» продолжало использовать порты Мариуполь и Бердянск и заявляло, что не ожидает каких-либо логистических проблем в будущем.
Летом ДМЗ впервые за всю историю независимой Украины полностью остановил работу. Были повреждены железнодорожные пути, по которым завод получал сырьё и вывозил готовую металлопродукцию. Ситуацию на производстве усугубила авария на газопроводе, который попал под артобстрел. За 9 месяцев 2014 года произведено лишь 760 тысяч тонн чугуна — на 25,9% меньше, чем за тот же период в 2013-м.
10 октября была задута доменная печь №1, ранее остановленная из-за отсутствия железорудных окатышей. Так же руководство завода провело переговоры с одним из ГОКов по дальнейшему обеспечению ДМЗ сырьём, что со временем позволит запустить в работу и доменную печь №2. О её запуске до сих пор не сообщалось. При этом глава ДНР Александр Захарченко заявил, что для поднятия экономики «народной республики» требуется чтобы работали Ясиновский и Макеевский коксохимы, металлургия, «это как Донецксталь, так и ДМЗ».
14 ноября президент Украины Пётр Порошенко издал указ №875/2014, по которому изменён порядок расчётов за грузоперевозки, идущие из Донецкой и Луганской областей по Донецкой железной дороге. Отныне отправителям запрещено оплачивать перевозку на станции отправления, а необходимо оплачивать его на станции назначения. Так «Укрзализныця» остановила основную часть финансовых потоков в адрес ДонЖД, которая в свою очередь останавливает отправку вагонов – как гружёных, так и порожних – по всем направлениям. Это уже создало проблемы с поставками сырья для металлургов — ДМЗ, Метинвеста и ИСД.
Не все бизнес-активы «Донецстали» сосредоточены на территории, подконтрольной ДНР. Ополченцы не удержали Красноармейский район, где находится ШУ «Покровское» (бывшая шахта «Красноармейская Западная №1»). 1 мая над райцентром был поднят флаг ДНР. Но 11 мая, в день референдума, горисполком оцепили украинские военные. На многочисленных видео заметно как пророссийские «гражданские активисты» сквернословили и намеренно обостряли конфликт. Военным пришлось даже стрелять в воздух. На одной записи, сделанной из толпы, слышно даже, как работает рация. Соответственно, провокации координировались, делают выводы украинские журналисты.
В итоге Красноармейск и район перешёл под контроль сил АТО. Компаньон Нусенкиса, президент ШУ «Покровское» (бывшая шахта Красноармейская Западная №1) Леонид Байсаров, баллотировался по округу № 50 на выборах в Раду, но на этот раз проиграл. В предыдущий созыв он был избран, само собой, от «регионалов», как и братья Васильевы. Теперь Байсаров обвиняет избирком в «тотальных фальсификациях», организует массовые митинги протеста. Попробовал бы он в порядке эксперимента баллотироваться, митинговать и протестовать в ДНР.
По некоторым оценкам, за 2014 год владелец группы «Донецкстали» Виктор Нусенкис потерял свыше $2 млрд и 37-е место в списке российских миллиардеров по версии Forbes. Другой побочный эффект войны – православному меценату пришлось закрыть щедро спонсируемый телеканал «Радость моя». Ряд сотрудников перешел на работу на новый канал «Царьград», чей офис находится в здании с видами на Кремль (судя по заставкам на YouTube). Осенью эксклюзивное интервью «Царьграду» дал Игорь Стрелков (Гиркин).
Во время Великой Отечественной войны труженики Сталинского металлургического завода собрали 1,4 млн рублей на эскадрилью «Металлург Донбасса» авиации 4-го Украинского фронта. А 23 мая 2014 года пресс-служба ДМЗ опубликовала заявление по поводу политического кризиса и экономической нестабильности в регионе. «Строя свою работу на традиционных православных ценностях уважения мнения ближних и вне политики, мы хотим высказать свою позицию. Мы устали от оружия, устали бояться за жизнь своих родных и близких. Мы хотим мира, стабильности и правопорядка, мы хотим засыпать и просыпаться с уверенностью в завтрашнем дне». В общем, за все хорошее и против всего плохого.
Донецк обязан своим появлением Донецкому металлургическому заводу. Нынешний хозяин градообразующего предприятия Виктор Нусенкис уже оставил заметный след в истории Донбасса, как и основатель «Новороссийского общества» Джон Юз. Но, как и Ринат Ахметов, владелец группы «Донецксталь» ещё не осознал весь масштаб бурных перемен. Которые уже произошли с Украиной и через Донбасс и «наш» Крым неудержимой лавиной надвигаются сейчас на Россию.
Константин Гришинский, специально для «В кризис.ру»