Комитет по молодёжной политике анонсировал проведении 27 января патриотического флешмоба, посвященного 71-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. Поскольку год не юбилейный, празднование будет скромным. Хотя и более шумным, чем 18 января в день 72-летия прорыва блокады.
27 января на Дворцовой площади пройдут сразу два грандиозных флешмоба. Сначала толпа в количестве пяти тысяч человек под руководством директора музея-памятника «Исаакиевский собор» Николая Бурова будет хором скандировать стихи Ольги Берггольц. Вероятно, это будет бессмертная блокадная лирика «Второе письмо на Каму» и «Разговор с соседкой». После этого начнётся второй флешмоб: участники построятся на площади в гигантскую живую надпись «900 дней герой Ленинград».
В это же время на Дворцовой будет развёрнута очередная блокадная реконструкция. Будет сооружён блокпост КПП, который, по замыслу устроителей, должен состоять «из не менее чем 40 мешков с песком», минимум тремя оружейными ящиками и огневой точки при пулемёте военных времён. Желающие смогут также изучить агитационную литературу, макеты боеприпасов (не менее трёх видов), маскировочную сетку, средства связи. При этих макетах будет находиться группа «аутентичной охраны из 3 часовых». Будут ли это манекены или живые люди, пока неизвестно. Но есть сведения, что при них выставят пулемёты Максим, оснастят винтовками Мосина, штабным автомобилем Виллис, противотанковой пушкой 53Кт образца 1937 года.
Там же будет работать полевая кухня: желающим будут выдавать продукты питания — 2 грамма чая и 10 грамм сахара на человека. Вечером прогремит салют.
Стоимость всего мероприятия 1,7 млн рублей.
Напомним, что в этом году день прорыва блокады совпал с православным праздником Крещения. Для его проведения в городе было специально оборудовано 22 иордани. Каждую из них предварительно проверили водолазы. Безопасность купающихся обеспечивали работники «скорой помощи» (то есть около двухсот горожан в это время были лишены медицинской помощи), сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, спасатели городской поисково-спасательной службы и полицейские. Те, кто поленился добраться до ледяных купелей тоже не остались без благодати — из кранов в квартирах всю ночь текла святая вода.
Если суммировать работу всех служб, занятых в омовениях, выходит не менее 5 млн рублей. То есть примерно втрое больше, чем на блокадные акции.
Между тем, по словам протоиерея Андрея Кураева, «такой церковной традиции нет. Возможен крестный ход на иордань, к источнику, освящение его, но никакими правилами не предписывается нырять в этот источник. Это просто — озорная народная забава, которая перестаёт быть невинной в двух случаях. Первый, это когда люди используют купание для пьянки. И второй, ещё худший вариант — это когда человек начинает придавать какой-то мистический смысл купанию. Начинается псевдобогословская игра словами об очищении от грехов». Очищение от грехов, напоминает Кураев, совершается один раз в жизни — во время крещения, купание в проруби ничего общего с этим не имеет. Более того, «такое представление является просто антихристианским».
Духовные скрепы укрепляются не купанием и не флешмобами, а памятью и связью поколений. Понятно, что 1,7 млн рублей на 140 тысяч блокадников — копейки. Но куда важнее денег внимание. Больше пользы было бы, если б школьники дошли до дома каждого блокадника, вручили бы ему сделанную своими руками открытку, цветы (на это денег всё же хватило бы, особенно, если прибавить к ним те, что потрачены на ледяные псевдокрещения), послушали его рассказы. Очевидно, что не все могут принимать у себя компанию шумных детей, но тут уже дело взрослых правильно организовать нормальное общение. Это значительнее тех официозных и формальных «уроков памяти», отчёты о которых — обязательный атрибут классного руководства.
Возможно, одно живое воспоминание сделает в сотни раз больше, чем многократно повторённые казённые штампы. Увидев живого свидетеля тех страшных блокадных дней, услышав его непридуманный рассказ, ребёнок получит для душевного развития гораздо больше, чем из грандиозных шоу и развлекательных флешмобов.
Ульяна Коваленко, специально для «В кризис.ру»