Сегодня в Москве участники заседания совета Объединения автопроизводителей России приняли решение всемерно поддержать меры правительства РФ по обеспечению стабилизации экономики. На заседании также был утверждён состав участников совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, наделённого полномочиями национальным советом при президенте РФ и график подготовки к генеральной ассамблеи международной ассоциации автопроизводителей.
Считается, что Объединение автопроизводителей России создано, в том числе, для того, чтобы представлять и защищать интересы автопроизводителей в государственных законодательных и исполнительных органах власти. Однако основная его функция (не главная, но предусмотренная уставом) — сугубо административная. Она свелась к лоббированию интересов отечественных автопроизводителей и представление их интересов в профильных комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, в Торгово-промышленной палате и Российском союзе промышленников и предпринимателей. Именно поэтому, видимо, вопросы о том, что реально происходит на предприятиях российского автопрома, ОАР интересует очень мало.
Во всяком случае, сведений о том, что участники сегодняшнего заседания озаботились проблемами рабочих калужского Peugeot Citroën, всеволожского Ford Sollers или петербургского General Motors нигде не появилось. Если по поводу первых двух предприятий такую позицию понять можно, поскольку они не входят в ОАР, то General Motors членом объединения является, а значит, его проблемы входят в компетенцию совета. Тем не менее, совет эти проблемы, похоже проигнорировал, видимо бросив все наличные силы на выполнении необременительных президентских указов и организацию престижной международной конференции.
А в это время в Калуге к автозаводу Peugeot Citroën второй день стягиваются силы ОМОН, для защиты предприятия от профсоюзных активистов. Которые, якобы, намерены это предприятие захватить. Ранее, 19 марта, сотрудники центра противодействия экстремизму, так называемого центра «Э», напали на офис калужского Межрегионального профсоюза рабочей ассоциации и арестовали полтора десятка профсоюзных активистов, инкриминируя им нападение на прохожего. Через три часа допроса, всех арестованных отпустили. Разумеется, без извинений. Спустя сутки руководитель пресс-центра регионального управления МВД Светлана Сомова, цинично прокомментировала этот инцидент: «В помещении находилась группа людей, часть из них была без документов, что-то пояснить по зашедшим туда, они не смогли. Поэтому их доставили в отдел полиции номер два. А там оказалось, что среди них был приезжий лидер профсоюзного движения. Он об этом заявил уже в отделе полиции. Естественно, дежурный вызвал сотрудников Центра противодействия экстремизму, чтобы избежать провокаций. Если граждане считают, что были нарушены их права, то они могут пожаловаться на действия полицейских в прокуратуру».
Что означает предложение обратиться в прокуратуру, знает любой российский обыватель. А вот с каких пор ограблениями в нашей стране занимаются борцы с экстремизмом, не известно никому. По словам Дмитрия Трудового, руководителя калужского подразделения МПРА, «в отделении милиции, речи про ограбление не было, начали задавать вопросы по профсоюзной деятельности, чем занимаемся, какие акции готовим… Вообще, это была такая акция устрашения».
Обстановка в Калуге уже несколько дней остается крайне напряжённой из-за планируемой забастовки, вызванной грядущими сокращениями на автозаводах. По разным данным, речь идёт об увольнении 500—800 человек. Администрация заводов эту информацию не подтверждает, но в профсоюзе уверены, что с рабочими, срок договоров которых заканчивается 31 марта, продлевать их не станут. МПРА намерен отстаивать права работников.
По данным МПРА, процедура расторжения трудовых договоров на петербургском заводе General Motors Auto начнётся уже 1 апреля. На прошлой неделе компания General Motors приняла решение законсервировать производство, по крайней мере, до июня. Сокращение может затронуть более тысячи рабочих. Профсоюз уже подготовил для администрации требования, связанные с массовым сокращением рабочих. Основные из них — компенсация увольняемым в размере 18 окладов, их переобучение за счёт компании, и приоритет при найме, если завод возобновит работу.
В прошлую пятницу рабочим было предложено ограничиться компенсацией в семь окладов. Однако, профсоюз полагает, что этого недостаточно. «Мы считаем, что это разумные и справедливые требования в сегодняшней экономической ситуации. Сейчас время, когда принципы социального партнерства нужно соблюдать, учитывая взятые заводом обязательства перед городом и сотрудниками. Также мы рассчитываем, что наши власти не отпустят ситуацию из-под контроля», — прокомментировал работник GM Пётр Принёв.
Последнее пожелание, вероятно, несбыточно. Об этом, по крайней мере, свидетельствует опыт нынешней забастовки на всеволожском заводе Ford. Зарплата рабочих снизилась до 27 тысяч рублей из-за перехода на неполную рабочую неделю и длительных простоев. Падение зарплаты продолжается уже около двух лет. Несмотря на это, администрация полностью отказала работникам в индексации заработной платы, а также в гарантиях и компенсациях в случае сокращения штата или ликвидации предприятия. Администрация области впервые за десятилетия выступила на стороне руководства завода, полностью поддержав их действия. Более того, депутаты петербургского ЗакСа, выразившие солидарность с рабочими Ford, и направившие в адрес губернатора Дрозденко официальное письмо, получили ответ от его пресс-службы. В нём содержался недвусмысленный совет пристальнее смотреть на свои, городские, проблемы, а не лезть в областные.
Забастовка на Ford продолжается. К ней примкнули ещё около сорока человек. В ответ на это администрация ввела для протестующих режим простоя, участникам забастовки заблокировали пропуска на завод.
27 марта МПРА готовит акцию в поддержку рабочих закрывающихся автозаводов. По всей стране пройдут пикеты солидарности.
Справка «В кризис.ру». Российский авторынок в 2014 году снизился на 10,2%. По данным, в январе-феврале продажи Opel упали на 82%, Chevrolet — на 71%, Ford — на 38%, SsangYong — на 34%. В январе-феврале 2015 года упали продажи у Honda — на 85,6%, у Peugeot — на 81%, у Citroën — на 78%. Ford потерял 69,6% от объёма продаж, SsangYong —61%, Jeep — 57,2%, Renault — 39,5%, у Nissan — 34,2%, Volvo — 33,5%, Land Rover — 29,8%.
Анна Мышкина, «В кризис.ру»