Наряду с Николасом Мадуро, Робертом Мугабе и Даниэлем Ортегой, ближайшим союзником РФ считается Александр Лукашенко. Из всех перечисленных именно он, наверное, самый заслуженный и самый дорогой. Последнее – в буквальном смысле. Общий объём российской помощи Минску за два десятилетия правления Лукашенко колеблется в разбросе $50-60 млрд. Тем интереснее было узнать мнение белорусского президента о конфликте РФ с Украиной. Высказанное в сегодняшнем интервью трём СМИ. Одно из которых, кстати, Радио «Свобода».
Во-первых, Батька крайне недоволен прошлогодними украинскими властями и лично Александром Турчиновым. Зачем отдали Крым? «Если это ваша земля, то почему вы тогда за неё не воевали. Там было много украинских войск», – возмущается Лукашенко. И добавляет: «Если кто-то захотел бы отрезать кусок Полесья, белорусы сражались бы клочок земли». Адресат предупреждения очевиден. Стоит отметить, и весной 2014-го из Минска слышалось нечто подобное. Так что не сказать, чтобы это было бравадой по минованию опасности.
Да и миновала ли опасность, если в широком смысле? Президент Белоруссии высказался и по современной ситуации. Прежде всего он категорически не приемлет иностранных войск в Украине – «ни российских, ни каких-то других». С языка за малым не сорвалось – «ни отпускных». Он гарантирует, что Белоруссия никогда не станет плацдармом для вторжения в Украину.
С Белоруссией понятно, но как насчёт России? Лукашенко очень этим озабочен. Настолько, что очень серьёзно предостерегает Москву: «Война с Белоруссией будет катастрофой». Но неужели об этом пора рассуждать? Что может привести к такой войне? Об этом белорусский президент тоже сказал без обиняков: «глупая идея «русского мира». Минский коллега Владимира Путина уточнил, что ему «никто не объяснил», что это вообще означает. И посоветовал не приписывать подобных теорий Путину – типа, не может же Владимир Владимирович увлекаться такими глупостями. Тем более, что, по словам Лукашенко, украинской войной в России уже «все наелись» – особенно руководители, в том числе президент.
Что же видит Лукашенко дальше? «Донбасс будет украинским. Таким, как хотят национально ориентированные власти Украины». Здесь для белорусского нацлидера всё однозначно. С Крымом иначе: «Сложнее, почти невозможно». Но ключевое слово здесь – «почти». По смыслу позиции, Лукашенко – глава союзного государства – явно не считает присоединение Крыма к РФ законным и добровольным. Поразительно, но он ближе к западной оценке событий как насильственной аннексии. Как ещё сказать, если Батька даже задним числом упрекает Турчинова – почему не отбивались? Хотя – это важно – признаёт свершившийся факт и до сегодняшнего дня старался особо не раздражать Кремль. Он даже не подписал Декларация Восточного партнёрства, именно из-за того, что документ содержал формулировку «аннексия Крыма».
Александр Лукашенко оказался чуть не главным бенефициаром украинского конфликта. Гостеприимный хозяин Минских переговоров, обещавший Украине «любую помощь», перестал быть в глазах мирового сообщества «последним диктатором Европы». Что до РФ, то её властям некуда деваться от союза с Лукашенко. Венесуэлы, Зимбабве и Никарагуа не хватает для «русского мира», а Китай не торопится с оказанием покровительства. Приходится проглатывать из Минска всё. Даже прямые заявления, что «Беларусь в «русский мир» не входит», претензии на Калининградскую область или угрозы выхода из Евразийского экономического союза.
В июне–июле 2014 года в столице Мексике заседал Совет Социалистического Интернационала. Главным событием стала речь международного секретаря Социал-демократической партии Украины Олены Скоморощенко: «Сёстры и братья! В наш дом пришла война». Социалисты всего мира узнали, что происходит в Украине, как восстал Майдан против «колониальной диктатуры» Януковича, с какими социальными трудностями столкнулась революция, кто и почему развязал войну на Донбассе. Скоморощенко поблагодарила за международную солидарность: «Я хочу выразить нашу бесконечную благодарность братьям полякам за поистине родственную солидарность и сочувствие, которое они проявили к нам. Братьям литовцам, которые как могли сражались за нас. И братьям шведам, таким сдержанным всегда и таким искренним сейчас. Мы не рассчитывали на ту помощь и поддержку, которую оказали нам братья турки с нашими украинскими татарами Крыма». И отдельно в перечислении прозвучала «конечно же Беларусь с её хитрым батькой».
Хитрый Батька действительно многих удивил. Режим, теснейше «социально близкий» путинскому, с демонстративной резкостью дистанцировался от его антиукраинской политики. Как будто Кремль в своей мести за Майдан не защищает интересы номенклатурных олигархий всего постсоветского пространства. Однако минский правитель сделал выбор в пользу национально-государственного, а не социального интереса. Насколько этот выбор долгосрочен, вопрос другой. Так или иначе, с 1 февраля 2015 года белорусский закон о военном положении предполагает оперативные ответные действия даже при «концентрации войск иностранного государства вдоль белорусской границы». Полесье не Крым.
Анатолий Кружевицын, «В кризис.ру»