Кремль продолжает разруливать противоречия Сциллы и Харибды правительства – финансово-экономического и социального блоков. Особняком стоит силовой Циклоп, который тоже начинает ощущать уязвимость. В очереди за кусками бюджетного пирога усиливается толкотня. Между тем новых источников финансовых поступлений не предвидится, ситуация в дальнейшем обещает только обостряться. Рубль сегодня снова заметно упал. Несмотря на деловые комплименты Владимира Путина председателю Центробанка РФ.

2015-01-09_18-40-10Главным наполнителем российского бюджета в условиях промышленного спада и падения внутреннего спроса остаются доходы от нефтегазового экспорта. В последнее время они составляют порядка 50% от общего объёма поступлений. Например, за первое полугодие прошлого года этот показатель составил 3,7 трлн рублей (52% всех доходов). За первое полугодие года нынешнего – почти 3 трлн (48%). Расклады не поменял даже перенос центра тяжести с таможенных сборов на налог на добычу полезных ископаемых.

Главная составляющая – цена на нефть – не может радовать обитателей Кремля. Сегодня сентябрьские фьючерсы на Brent даже слегка повысились. Но, упав за год почти вдвое, они так и недостигли $49. Конечно, это не $10 дефолтного 1998-го, но ближе к этому, чем к легендарным $144 середины 2008-го. Рассчитывать на взлёт не приходится – хотя бы из-за проблем у китайского потребителя.

К тому же на нефтяную поляну выходят два новых-старых игрока. Снимаются международные санкции с Ирана, располагающего третьими в мире запасами энергоносителей. Тегеран готов в одночасье увеличить экспорт нефти до 2,3 млн баррелей в день по сравнению с сегодняшним уровнем в 1,2 млн. Тем временем США ставят рекорд за рекордом заполняемости своих нефтехранилищ. Американские коммерческие запасы превысили 460 млн баррелей, причём эта цифра не включает стратегический резерв. Это не говоря о том, что именно США – колыбель сланцевой революции.

Европа тоже не дремлет. С учетом политической непредсказуемости РФ вовсю стелет себе соломку. 13 июля в Дубровнике 15 европейских стран подписали соглашение о диверсификации газовой инфраструктуры. Пока это меморандум о намерениях. Но намерения очевидны – максимальный сброс зависимости от поставок российского газа.

158076040Российский ТЭК в условиях международных санкций остро нуждается в средствах на развитие. Отрезанный от западных кредитных линий, он пинком распахивает дверь к главному (если уже не единственному) отечественному инвестору – государству. Но у того хватает забот. Хотя бы с бюджетным дефицитом. Который, по оценкам Минфина, за 2015 год может составить порядка 2,5 трлн рублей. Это 3,4% ВВП. Звучат и цифры помягче – порядка 2,2% – но это ненамного облегчает ситуацию.

Помимо собственно бюджета, который выполняет функции расходного кошелька, у РФ осталось лишь две копилки – Резервный фонд (4,3 трлн рублей) и Фонд национального благосостояния (4,4 трлн рублей). Сопоставьте эти цифры с вышеприведёнными по наполняемости бюджета, и глубина проблемы станет понятна.

При таких обстоятельствах просто напрашивается вывод о необходимости снижения госрасходов. По крайней мере до 2–3% ВВП. Иначе к 2020 году Россия останется вообще без финансовых резервов.

Тут в действие и вступает «мифическая троица», с которой начата эта статья. Руководство экономического блока правительства требует денег на инвестиции. Руководство блока социального требует выполнять обязательства перед населением. Силовики, получившие на этот год рекордные три триллиона с лишним (третье место в мире после США и Китая, более 4% российского ВВП), были уверенны в собственной неприкасаемости. Однако стул зашатался и под ними. Минфин предупреждает: сейчас РФ просто не может позволить себе такой уровень военных расходов. Вместе с Минобороны начинается поиск вариантов «оптимизации». В свою очередь, оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин настаивает на сохранении госфинансирования программы вооружений в ранее утверждённых объёмах.

budjetВ середине июля акценты были расставлены. Согласно бюджетным проектировкам, траты на оборону в структуре ВВП сократятся к 2018 году до 3,1%. Что приблизит их к уровню 2012 года. Впрочем, лимитирование коснётся и других направлений – социальной политики, национальной экономики и даже нацбезопасности. Например, секвестирование военного бюджета произойдёт в том числе за счёт отказа от индексации денежного довольствия военнослужащих. Слышится твёрдая поступь экономных наследников Кудрина. Оперативный просто для урезаний широк. Объём денежной массы в национальном определении в России на 1 июля составил 32,493 трлн рублей. Тоже рекорд. Вопрос, с каким знаком.

Наряду с сокращениями бюджетных расходов, у российских властей есть ещё один резерв – растущая инфляция и связанное с ней ослабление рубля. Калейдоскоп на обменных табло верхам видится иначе, чем низам. Можно расплачиваться с населением дешевеющей валютой. Как раз сегодня рубль вновь резко соскользнув вниз. За доллар на Московской бирже дают уже больше 64 рублей, за евро 70 с копейками. Надломлены серьёзные финансово-психологические барьеры, такого не бывало с февраля-марта.

Падение приостановило официальное сообщение о встрече президента Путина с председателем Центробанка Набиуллиной. Владимир Владимирович похвалил Эльвиру Сахипзадовну: «Центральный банк многое делает для укрепления национальной валюты, во всяком случае, для того, чтобы она чувствовала себя стабильно, чтобы так же стабильно чувствовала себя наша финансовая система в целом. Вижу, как настойчиво вы идёте по этому пути». Если видит, так ему видней?

Николай Кольский, «В кризис.ру»

2 комментария для “Тришкин кафтан бюджета”
  1. 531952 879317Id ought to seek advice from you here. Which is not something I do! I really like reading an post that could make people feel. Also, several thanks allowing me to comment! 674139

  2. 745682 771682Usually I dont read post on blogs, but I would like to say that this write-up very compelled me to try and do so! Your writing style has been amazed me. Thanks, really fantastic post. 264345

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *