Нынешний заместитель главы Минфина Алексей Моисеев предрёк сегодня, что рост российского ВВП может возобновиться уже в конце нынешнего года. Одновременно с этим оптимистическим прогнозом опубликовал свои предсказания бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Из его расчётов вырисовывается совсем иная картина: доля российского ВВП к 2020 году в мировом масштабе составит лишь 2,6%, и это будет минимальным значением ВВП РФ за всю постсоветскую историю.
«Положительное влияние от ослабления курса рубля на конкурентоспособность российской экономики видно невооружённым глазом, — оптимистично заметил нынешний замминистра финансов. — Я думаю, что мы вполне можем в следующем году с известной долей уверенности говорить о том, что будет рост». Бывший министр финансов смотрит на куда пессимистичнее. По его мнению «слабый рост» ВВП на 0,5—1,5% возможен после 2016 года. Но даже это означает стагнацию экономики, на которую, в очередной раз напомнил Кудрин, отрицательно влияют антисанкции и импортозамещение, превратившееся в шоковую терапию. Как обычно, Кудрин напомнил, что экономике требуются срочные реформы. Которых правительство почему-то не проводит.
Однако экс-министр не совсем прав. Неутомимый вице-премьер Аркадий Дворкович утруждается на ниве реформ не только в новой комиссии по импортзамещению, но и в РЖД, и в Роснано, и в Минсельхозе. В общем, наш пострел везде поспел. Особенно в ТЭКе. По его словам, РФ усиленно наращивает экспорт нефти. Даже быстрее, чем страны ОПЕК, поскольку у российских собственная технология добычи нефти, и процесс «может развиваться только естественно». Эффект от такого наращивания пока только отрицательный — Минфин вынужден заложить в бюджет будущего года цену нефти на уровне ближе к $40 за баррель, хотя совсем недавно, менее полугода назад речь шла о $50 и даже $60. Впрочем, вице-премьер не унывает: «При нынешних ценах на нефть, вполне естественно, снижается объём инвестиций в труднодоступные месторождения, в отдельные новые проекты, и это неизбежно повлечёт за собой, по крайней мере, не увеличение». Но, может быть, добыча нефти всё-таки «не будет падать, хотя снижение всегда возможно, но увеличение вряд ли будет», чётко и однозначно резюмировал Дворкович.
В результате этого, по прогнозу Минэкономразвития, в нынешнем году промышленное производство снизится лишь на 1—1,5%, а ВВП упадёт всего на 3%. Если нефть будет стоить $50 за баррель…
Однако 1 сентября американский инвестбанк BofA-ML ухудшил прогноз по динамике ВВП РФ в нынешнем году до снижения на 3,7%. Прогноз же по инфляции BofA-ML повысил до 12,2%. «В связи с более слабой, чем предполагалось, динамикой ВВП РФ во II квартале 2015 г., ухудшением перспектив роста развивающихся экономик в целом, а также с учётом нового прогноза цен на нефть, теперь мы ожидаем более глубокого падения экономики России в 2015 г.», — говорится в отчёте инвестбанка.
2 сентября в обзоре аналитиков Morgan Stanley предсказано, что ВВП РФ снизится в 2015 году на 4,2%. В следующем году при продолжении конфликта в Донбассе и дальнейшем падении цен на нефть российскую экономику ждёт сокращение на 3%. Если же украинский конфликт каким-то образом разрешится, а нефтяные цены неожиданно подскочат до $70, прогноз значительно оптимистичней. В этом случае ВВП может даже вырасти. На целых 1,5%.
Индекс деловой активности в РФ, по данным аналитической компании Markit, от 3 сентября по всем отраслям в августе 2015 года составил 49,3 пункта. Против 50,9 пункта в июле (50 пунктов означает рост, ниже — падение). В промышленности шестой месяц подряд происходит снижение количества новых заказов. Это в свою очередь повлекло за собой сокращение рабочих мест и снижение зарплат. В результате, согласно социологическим опросам, 60% россиян урезают свои расходы. Причём 65% из них экономят на еде.
Эти данные стали известны широкой публике как раз в тот момент, когда министр сельского хозяйства Ткачёв бодро рапортовал о развёртывании кампании по уничтожению санкционных продуктов. За месяц, прошедший с начала беспрецедентной акции, «в десятки раз уменьшился ввоз санкционной продукции», порадовал он голодных сограждан. Сомневающимся в целесообразности этой меры Ткачёв назидательно пояснил, что, уничтожая еду, РФ решает сразу две грандиозных задачи — спасает свой рынок от конкуренции и защищает здоровье собственных граждан. «Мы не можем стимулировать производство качественных продуктов — если кефир, то он должен быть из молока, если колбаса, то из мяса — в условиях, когда на рынок заходит некачественная продукция с различными добавками, красителями и тем самым занижает цену».
Безусловно, защита отечественных производителей и здоровья потребителей — дело благородное и нужное. Особенно сейчас. Когда поголовье крупного рогатого скота во всех видах хозяйств РФ уменьшилось на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство молока сократилось с начала года по июль на 0,4%. К началу августа зерновые и зернобобовые культуры скошены на площадях, которые на 13,7% меньше, чем в это же время год назад. По сведениям Росстата, зерна и зерновых намолочено на 17,9% меньше, чем в прошлом году. Эксперты Русагротранса прогнозируют, что урожайность пшеницы в нынешнем году по сравнению с прошлым годом упадёт на 8—10%.
Впрочем, есть повод для оптимизма. Российский миллиардер Виктор Вексельберг ведёт активные переговоры с китайскими партнёрами о строительстве в Поволжье завода по производству запрещённого в ЕС гербицида глифосата. Это удобрение, как говорят экологи, убивает все растения, кроме генномодифицированных и используется исключительно для их обработки. «Выращивание ГМО на собственной территории чревато для страны тем, что происходит заражение почв, — напоминает бывший руководитель лаборатории для определения ГМО Геннадий Рощупкин. — Российское сельское хозяйство окажется в полной зависимости от компаний-монополистов, производящих семена ГМ-культур».
Вексельберг планирует инвестировать в строительство завода $100—150 млн. Это 6—10 тысяч квартир для малоимущих и ветеранов, это 1500—2000 годовых зарплат учителей и врачей, это 10—15 школ и поликлиник. Завод даст возможность создания новых рабочих мест. Вероятно для тех, кто остался без работы в результате закрытия 16 московских лабораторий, экспертировавших продукты питания на наличие в них ГМО. В этом, конечно, видится несомненный залог будущего роста ВВП РФ. Вероятно, именно за счёт этого в стране уже в следующем году будет введена систему продуктовых карточек. Об этом уже побеспокоился Минпромторг. Ещё через три года населению обещают бесплатные обеды. Это, по подсчётам министерства торговли, весьма положительно повлияет на ВВП: два и более рублей на каждый вложенный рубль.
Ульяна Коваленко, специально для «В кризис.ру»