Министр экономического развития уверен, что дно уже достигнуто и смотрит в будущее с «осторожным оптимизмом». Однако половина рядовых граждан РФ этой счастливой уверенности не разделяет и полагает, что худшее — ещё только впереди. С этим согласен и бизнес, причём не только мелкий, но и крупный. Экономика, вслед за частной жизнью, всё больше попадает по контроль государства, возвращаясь к советским образцам.
По данным министра Улюкаева, «падать дальше мы не будем». Он даже приводит в доказательство оптимистические данные: падение ВВП замедлилось, в августе оно составляло 4,6%, сейчас — всего 3,8%. Несмотря на это россияне по-прежнему продолжают смотреть на жизнь с пессимизмом, полагая, что самые тяжёлые времена ещё не наступили. Результаты последнего опроса ВЦИОМ показывают, что с начала года это мнение изменилось очень мало. В январе так считали 50% опрошенных россиян, сегодня — 48%. При этом нынешнюю ситуацию 60% из них видят как нормальную, то есть уже привычную, и лишь каждый пятый — как плохую. Однако уже четвёртый месяц подряд индекс социальных настроений снижается. Это, по мнению экспертов ВЦИОМ, говорит о том, что оптимизма в стране поубавилось.
Ещё более удручающе выглядит ситуация в экономике. Как показало исследование РБК, частный бизнес всё чаще стал проигрывать в столкновениях с властью. Это подтверждают статистические данные рассмотренных в арбитражных судах административных дел. Аналитики РБК исследовали результаты дела, рассмотренных в первое полугодие нынешнего года и сравнили их с прошлогодними. Как выяснилось, арбитражные суды, которые с прошлого года перешли в подчинение Верховного суда, всё чаще выносят решения в пользу государства. Общее количество жалоб частных компаний на несправедливое привлечение к административной ответственности почти не изменилось. Но их стали реже удовлетворять (37% против 44% прошлогодних).
Число споров с таможенниками выросло в полтора раза, а выигрывают эти дела лишь треть компаний. Это на 10% меньше, чем в прошлом году. У налоговиков бизнесмены выигрывают в половине случаев, а у приставов — лишь в одном из пяти. В случае споров с органами Росалкогольрегулирования или контролирующими охрану окружающей среды теперь стало выиграть почти невозможно. Арбитражные суды удовлетворяют жалобы вдвое реже, чем раньше.
Таким образом, защититься в арбитражном суде, если противоположной стороной выступает государство, становится всё сложней. Гораздо проще бороться с коллегами по бизнесу. Тут шанс на выигрыш увеличивается до 90%. Такую статистику приводит вице-президент РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателем) по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин.
Объяснений этому несколько. По мнению адвоката коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» Олега Москвитина, «если раньше компании «прощали» некоторые штрафы бюджету, в том числе для сохранения хороших отношений с проверяющими, то теперь лишних денег нет. Если штраф можно оспорить силами своих юристов, то бизнес идёт в суд». Это объяснение, правда, не подтверждается судебными решениями. Хотя, как считает партнёр юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов, «чаще всего суды встают на сторону госорганов только по процессуальным и техническим вопросам, но не по существу».
Новой экономической ситуацией объясняют сложившуюся ситуацию юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков и партнёр адвокатского бюро А2 Наталья Рясова. Они полагают, что экономические проблемы вынуждают компании чаще нарушать закон, а контролирующие органы тщательнее следить за его соблюдением.
Но, пожалуй, наиболее чётко высказался о нынешнем курсе миллиардер Михаил Прохоров. По поводу банкротства «Трансаэро» он написал в своём блоге: «Удивительно, но инициатором банкротства выступает государство, хотя именно оно в итоге несёт основные потери (конечно, за пределами 6 месяцев!), выступает не как стратег, рачительный хозяин и старший партнёр, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности «палить» свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов… Не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один бренд на всех. К сожалению, ситуацию с «Трансаэро» трудно трактовать иначе».
Но возвращение в 1990-е — это ещё и пробуждение гражданского общества и политической активности, возрождение страны на новых экономических и социальных основах. Это время надежд на прогресс и начала воплощения этих надежд. По многим, в том числе, объективным, причинам им не дано было осуществиться полностью. Но память ещё жива и не всех ветеранов «унёс беспредел на закате XX века». Глубокий системный кризис, в котором сейчас находится РФ, независимо от того, достиг он дна или ещё нет, может стать трамплином для нового подъёма.
Ульяна Коваленко, специально для «В кризис.ру»