Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал фильм о махинациях клана генпрокурора Юрия Чайки, снимавшийся долгих полтора года. Момент выбран удачно: в стране на глазах растет сопротивление власти, переходящее от чисто экономических требований к политическим. Приморский губернатор умоляет хотя бы ещё на год заморозить систему поборов с бунтующих дальнобойщиков. Мэр Екатеринбурга намерен бороться с «Платоном» до конца. Сами дальнобойщики уже далеко не одиноки: сообщество автовладельцев и простые провинциалы стараются им помочь. Если Навальный рассчитывал на резонанс, то расчёт верен. Его исследование пересылается с гаджета на гаджет, со страницы на страницу, поддерживая разгоревшийся гнев.
Помощники Навального ухитрились даже взять интервью у главного антигероя картины – сына генпрокурора, Артёма Чайки. А вот от одного из отелей, принадлежащего этому очередному «развитому не по годам» золотому отпрыску, операторов отгоняли всеми силами. На них натравливали охрану, от них убегали, писали жалобы в местную полицию. Не помогло. Те, кого всё же удалось разговорить, хотя и с большим трудом, поведали о прокурорском клане много интересного.
«Одна из тех вещей, которая мешает нам больше всего — это когда просто запугивают тех людей, которые должны дать нам информацию, — вспоминает Навальный. И добавляет: Многие люди рассказывали без камеры, под камеру они просто боятся это делать, потому что запугивание — это и есть главный формат противодействия». Знакомый формат. В нынешней РA он вообще стал фирменным знаком касты «неприкасаемых». Достаточно вспомнить Олега Кашина и Льва Шлосберга.
Что касается самого Юрия Чайки, то его беспристрастность и справедливость давно уже не под сомнением, а повержены в прах. Уничтожение ЮКОСа, дело Барсукова-Кумарина, дело Навальных и т.д. и т.п. – свидетельств подлога и махинаций со стороны подопечных Чайки предостаточно.
Расследование ФБК производилось очень разными методами. Тут и интервью с главным «героем»; сведения, полученные от свидетелей и очевидцев; съёмки по месту; переписка со швейцарским кадастровым ведомством; обращение в ЕГРЮЛ; работа со страницами фигурантов в соцсетях; данные уголовных дел; сведения о хозяйствующих субъектах, всплывшие в ходе арбитражных разбирательств. Есть и ещё один, крайне любопытный источник информации: черный ящик Фонда борьбы с коррупцией. Говоря просто, в него можно выложить любой слив с обязательным документальным и иным подтверждением. По мнению Навального, массу ценных сведений, полученных его сотрудниками таким путем, обеспечили ему сами чиновники: «Они делают это для того, чтобы подсидеть своего начальника, или они делают, потому что поддерживают наши идеи — я не знаю».
Но, в конечном счете, это не имеет значения. Руководитель ФБК здраво оценивает такого рода поступки очень просто: «Если эти мерзкие пауки в банке еще больше сцепляются из-за наших расследований, мы этому только рады». Конечно, нельзя исключать и личного мотива, которым наверняка руководствовался Навальный, запуская этот большой проект. В конце концов, его родной брат отбывает срок за практически не доказанные прокурором «махинации» по делу о «Кировлесе». Однако так ли уж это важно, если выводы расследования имеют достаточно крепкую доказательную базу?
Вкратце суть обнаруженного не свести в две строки – очень уж обширно поле деятельности семейства Чайки. Тем не менее, основная сенсация сформулирована Фондом кратко, как выстрел: генпрокурор РФ связан с бандой изуверов Цапков, терроризировавших Кущевку. Более того, при прямом его попустительстве действовала банда «ГТА», державшая в страхе всю федеральную трассу М-4 «Дон» в Подмосковье прошлой осенью.
Эта связь вскрылась во время изучения церемонии открытия шикарного пятизвездочного отеля Pomegranate на греческом полуострове Халкидики, ремонт которого обошелся примерно в $25-29 млн. На ней присутствовали, помимо министра культуры РФ Владимира Мединского, также сын Юрия Чайки Артём и некая Ольга Лопатина. Выяснилось, что оба они – совладельцы отеля, а дама – бывшая супруга заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина.
Потянув за лопатинскую ниточку, на свет извлекли фирму «Сахар Кубани», который также находится в совладении Лопатиной. Другими собственниками сахарного треста оказались… жены Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза, приговоренных к пожизненному заключению и к 20 годам по делу о массовом убийстве в кубанской станице Кущевская. Но и это еще не все. Четвертым совладельцем фирмы является Надежда Староверова, жена Алексея Староверова, бывшего руководителя управления делами генеральной прокуратуры. Того самого Староверова, который в ноябре 2014 года был временно отстранен от должности после того, как вскрылось, что в его доме жили и хранили оружие члены банды «ГТА».
Сам Артём, вероятно, не без помощи отца, с 1999 по 2002 год он трижды пытался овладеть Верхнеленским пароходством. На третий раз ему это удалось при участии старой подруги Юрия Чайки, генерального прокурора Иркутской области Альбины Ковалевой. Бывший директор пароходства Николай Паленный в конце декабря 2002 года был обнаружен удушенным со связанными руками.
Захватив полный контроль над главной из трёх ремонтно-судостроительных фирм, входящих в состав пароходства, Чайка-младший постепенно распродал фирмам-прокладкам 12 судов организации. Которая от такого кровопускания обанкротилась. Деньги вывелись в швейцарские банки. Там над ними присматривала фирма Мурата Хапсирокова, который сейчас представляет Адыгею в Совфеде. Хапсироков дружат с Чайкой-младшим через отцов: Назир Хапсирков-старший с 1994-го по 2000-й был управляющим делами Генпрокуратуры, где и познакомился с Чайкой.
Ещё с более ранних «подъёмных» Артём Чайка выстроил шикарный особняк на Рублёвке на участке земли, который он получил (не купил) ещё в 1998 году и тут же переписал на жену. Собственно, нуждами этой застройки и объясняются его ранние художества. Однако, со временем денег стало явно больше. Бизнес расширялся, и Чайка стал гражданином Швейцарии, приобретя там неподалеку от Женевы особняк за $3 млн. Генеральный прокурор мог бы гордиться сыном: Артём построил для него отдельную виллу с видом на Афон. Чтобы Юрий Яковлевич мог предаваться на публике благочестивым воспоминаниям о поездках к святым местам.
В ноябре 2010 года абсолютно неизвестное ООО «Солидарность» купило принадлежавшее Росимуществу ОАО «Тыретский солерудник», разрабатывавшее в Иркутской области четвёртое по размеру месторождение соли в России. Прочих участников тендера известили об отказе в участии в аукционе за полчаса до начала – классика «серого» рейдерского захвата. Нужно ли объяснять, что «Солидарность», созданная за два месяца до торгов, принадлежала Артёму Чайке? Поэтому не вызывает удивления, что сделка состоялась на отметке 641 млн рублей при стартовой в 640 млн. В дальнейшем через «Тыретский солерудник» Чайка завладел также перспективными месторождениями в Калужской области.
На средства, вырученные с соляных приисков, Артём Чайка уже этой весной приобрел 40% акций юридической фирмы F.T. Conseils в швейцарской Лозанне. Он купил акции у своего брата Игоря, который владел ими с 2013 года, занимая должность советника губернатора Московской области.
О прочих мелочах, вроде впервые обнародованных фотографий, можно и не говорить. Хотя сами по себе снимки отпрысков генпрокурора служат напоминанием простым россиянам о том, кто в стране хозяин. Не вникая во все тонкие детали расследования с многочисленными документальными подтверждениями, ожившие из забвения оппозиционеры, не говоря уже о представителях дальнобойщиков, сосредоточили всю свою ненависть именно на этих «мелочах». Конечно, наряду со связями с Цапками и «ГТА». Самодовольные братья Чайки имеют все шансы стать своеобразным символом власти на данном этапе общественного сопротивления.
Артём Наговицын, специально для «В кризис.ру»