Во вторник на сайте LifeNews было обнародовано двухминутное видео с корпоратива «Роснано». На ролике перед собравшимися сотрудниками выступает глава госкорпорации Анатолий Чубайс. Он рассказывает вкратце о достигнутых за год успехах, сулит топ-менеджерам двойные премии (обещая «ответить за базар») и наконец откровенничает: «У нас много денег, их просто вот совсем много». На кризисном фоне такие заявления выглядят скандально. Собственно, речь Чубайса и стала причиной громкого скандала.
Сегодня вице-премьер Ольга Голодец напомнила Анатолию Чубайсу о том, что в стране больше 22 млн человек живут в нищете. Именно им она предлагает уделить хоть немного от тех денег, которых «совсем много». Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков также указал на неэтичность высказываний Чубайса. В Твиттере он написал: «Не стоит хвалиться наличием больших денег у «Роснано» при неясной для общества отдаче». Последняя часть фразы звучит как прямая угроза всему проекту.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, по совместительству возглавляющий совет директоров «Роснано», поручил провести проверку и представить директорату обоснование решения о выплате двойных премий сотрудникам корпорации. Второй интересующий его вопрос: на чьи деньги эти сотрудники развлекались. Источники финансирования вечеринки привлекли внимание Дворковича не только из-за неэтичности. С 2013 года, когда Владимир Путин попросил госслужащих и сотрудников госпредприятий «гулять на свои», бюджетные средства на корпоративы открыто тратить не рискуют.
Между тем, в развитие истории с кредитами, министр ЧС Владимир Пучков поступил совершенно иначе, чем в «Роснано». Глава МЧС своим приказом заморозил все квартальные премии руководящему составу центрального аппарата МЧС до тех пор, пока не окажется решён вопрос с зарплатой нижних чинов. То же самое было рекомендовано сделать начальникам региональных центров и главных управлений по субъектам РФ. Администрация президента РФ также демонстративно отказалась от новогоднего коллективного застолья. Правда, относительно поступка руководителя «Роснано» комментариев в АП РФ не дают. Молчит по этому поводу вездесущий Дмитрий Песков.
Сегодня же на сайте госкорпорации был размещён ответ на волновавший всех вопрос: откуда взялись деньги на корпоратив. Сообщается, что во вчерашней гулянке приняло участие 415 человек. Общие расходы на мероприятие составили 2,24 млн рублей, то есть около 5 тысяч на каждого, причём оплачивали сотрудники из своего кармана. Порядок цифр вызывает сомнение хотя бы потому, что модный московский клуб Duran Bar, который, не мудрствуя лукаво, арендовали целиком, это очень дорогое место отдыха. Заведение расположено буквально по соседству с Белым домом в центре Москвы и поражает разнообразием изысканных блюд.
Согласно фото и видео подтверждениям, появившимся в Сети, изголодавшиеся управленцы налегали на самые дорогие блюда. Замечены были гребешки (100 г. за 711 рублей), осьминоги (831 рубль за порцию 100 г.), каре ягненка (1401 рубль за 200 г.). Коронное блюдо – плато из морепродуктов за 7826 рублей. Наконец, горб антилопы зебу, запеченный с авокадо и томатами. Смету, как видно, составляли очень скромно. Два с небольшим миллиона рублей появились в ней только потому, что Duran Bar невозможно снять за сумму, меньшую чем 2 миллиона; она и фигурирует для придания отчёту правдоподобия.
Директор по корпоративным коммуникациям «Роснано» Александр Бархатов поспешил оправдать своего шефа за двойные премии. С его слов, в российскую наноиндустрию было привлечено, несмотря на очень тяжёлую общую ситуацию, около 20 млрд рублей частных инвестиций. В этом году открыты 65-й и 66-й заводы, о чем говорил и Анатолий Чубайс. В плановых показателях на 2016-2017 годы стоит производство продукции в финансовом эквиваленте 300 млрд рублей. Эта задача, как утверждает Чубайс, будет гарантированно выполнена. Если это правда, и если всё получится, следующие два года станут первыми безубыточными в деятельности корпорации. Следовательно, оправданы и премии, и нескромный корпоратив. Средства же на премии выделяются решением не высшего совета директоров, в который входит вице-премьер Дворкович, а директоратом одного из структурных подразделений. Этот трюк с обходом управляющего головного предприятия ещё больше усиливает подозрения насчёт оправданности премиальных.
Как уже не раз отмечалось, финансовые дела в государственной компании «Роснано» ведутся из рук вон плохо. Как и любая корпорация с чиновниками в качестве управленцев, она сильно нерентабельна. Убытки от хозяйствования составляют очень круглые суммы. Только по итогам 2014 года баланс составил минус 15 млрд рублей. Это ещё не самый большой провал: в 2012 году убытки составляли 24,5 млрд. Вместе с тем капитализация корпорации с каждым годом только возрастает. Объем финансирования «Роснано» в 2007–2012 годах составил 259,6 млрд рублей, из них 111,8 млрд из бюджета. Общий вес вложенных инвестиций в то время достиг 130 млрд рублей.
Анатолий Чубайс неспроста решил с таким размахом отметить наступление именно 2016 года. Как раз сейчас госкомпания вышла на расчётную сумму 900 млрд рублей. 300 млрд из них составляют давно ожидавшиеся Чубайсом прямые инвестиции. На фоне таких чудовищных бюджетных вливаний все разговоры о частных привлечённых инвестициях выглядят бледно.
Анатолию Чубайсу никогда особенно не давалось привлечение частных инвесторов. Создание в конце 2014-го совместно с ITIC, китайским аналогом «Роснано», совместного инвестиционного фонда так и не пополнило кошелёк российского предприятия. Притекшие было от восточного соседа средства были отозваны после громкого скандала с новосибирским заводом по производству литий-ионных аккумуляторов. В этом году было признано, что «Роснано» как основной инвестор в производство ошиблась в планах производства и продаж. Но, пользуясь преференциями властей, полумиллиардные убытки взвалили на бюджет Новосибирской области.
Наиболее одиозным инвестиционным проектом компании выглядит созданный в июле этого года фонд «Роснано I» объёмом 30 млрд рублей. Сам по себе этот фонд не входит даже в первую пятерку крупнейших по госкорпорации. Однако надо знать, с кем решил сотрудничать Чубайс, принимая решение вложиться в фонд! «Роснано I» создан совместно с СМП-Банком, который принадлежит братьям Ротенбергам. Разумеется, этот банк находится в санкционном списке ЕС и США, поэтому перспективы сотрудничества с ним очень туманны. Зато подобные проекты очень помогают кредитному учреждению друзей Владимира Путина пережить трудные времена. В этом случае фонд является всего лишь прикрытием для финансовых потоков в банк Ротенбергов.
Успешные выходы компании на рынок можно пересчитать по пальцам одной руки – их всего три. Первой по времени была продажа в мае 2012 года доли в ЗАО «Центр перспективных технологий», производящем зондовые микроскопы и атомные весы. «Роснано» вложила в проект около 50 млн рублей, при выходе из владения пакет был продан за 65 млн. Самая крупная сделка – продажа за $55,4 млн доли в подразделении IPG Photonics, производящей волоконные лазеры. Доходность составила около 27% (продали на 27% дороже, чем затратили на инвестиции в проект). При этом аналогичные венчурные проекты на Западе приносят доход в сотни, а то и тысячи процентов!
Для госпредприятия с некими стратегическими задачами цифра убытков обычно не считается критичным показателем. В конце концов, «Роснано» создавалось в 2007 году под непосредственным контролем Владимира Путина. Детище самой знаковой фигуры российского политического Олимпа трогать боялись, что породило в недрах корпорации совершенно уникальную даже для госкомпании атмосферу беспечности и вседозволенности. Хотя с откровенным воровством в компании стараются бороться, помогает мало. Под домашним арестом встретит Новый год экс-глава корпорации Леонид Меламед, обвиняемый в растрате сотен миллионов рублей. Ещё несколько директоров объявлены в розыск – они подались в бега, предварительно украв очень круглые суммы.
Сам факт появления на сайте «сливного бачка МВД» материала, компрометирующего руководство «Роснано», говорит о многом. Российская экономическая жизнь – это засилье госкорпораций при невысокой доле частных предприятий, в основном мелких и средних. Во времена нынешнего фактически рукотворного (порожденного политическими причинами) кризиса сильные компании обычно выживают за счет поедания слабых. Но на уровне корпораций-динозавров действует иная логика. Говоря проще, круг лиц, управляющий страной, принимает решение о том, кого съедят следующим. Съедение неизбежно, поскольку рынок сужается, все на нем удержаться не смогут в любом случае. Однако поражает не сам процесс «вымирания динозавров», а то, какими внеэкономическими способами оно обеспечивается.
Судя по всему, пришёл черед «Роснано». Вполне может быть, намеренный слив проводился не с целью подготовить общество к исчезновению госмонстра. Возможно, это – лишь начало полномасштабной атаки со стороны тех, кому компания перешла дорогу. На это указывает, например, загадочное молчание Пескова (и Путина). Тем не менее, звоночек очень тревожный. Если раньше шли разговоры о крушении «Лукойла» и некоторых других частных компаний, то теперь посмели замахнуться на госпредприятие. Сделать это мог только человек, управляющий не менее крупным активом. Например, «Роснефтью». Для Игоря Сечина в таких мероприятиях нет ничего крамольного и невозможного. Правда, переварить Чубайса сложно и ему, так что основная схватка впереди.
Руслан Перепёлкин, специально для «В кризис.ру»