Металлургическое предприятие, расположенное в Новокузнецке и входящее в состав холдинга Evraz, находится на грани закрытия. Новостей об этом предпочитают не сообщать, но это – очень плохое «решение» проблемы. В случае неблагоприятного исхода на грани выживания рискует оказаться большинство из 20 тысяч сотрудников металлургического завода.
Проблема назревала давно. Западно-Сибирский металлургический комбинат (Запсиб или ЗСМК) хромал на обе ноги по показателям уже с предкризисного 2013-го. Тогда при обороте чуть более 400 млрд рублей ЗСМК показал падение на 4,8% к уровню 2012 года. Дальше показатели только ухудшались. Можно было наблюдать в чистом виде результат хозяйствования «эффективных менеджеров» от Evraz. Позже всё стали, конечно же, списывать на девальвацию рубля и чисто монетарные потери. В 2013-м сослались на падение мировых цен на металл.
Сталь действительно дешевела. Но этот эффект сказался лишь на малоэффективных и немодернизированных производствах. Китайцы остановили примерно четверть металлургических линий. Тем временем спрос только возрастал, достигнув в 2013-м 3% прироста.
Для холдинга Абрамова и Абрамовича это стало ловушкой, поскольку они действовали по привычной для 1990-х, но безысходной для 2000-х схеме «варяга» в провинции. Увеличивали вознаграждения топ-менеджерам, тратились на мега-проекты, брали количеством, а не качеством (чего стоит широко аннотированный выпуск в Новокузнецке удлинённых рельсов, которые оказались совершенно никому не нужны). Неудивительно, что в результате экспериментов получили пшик по результатам и рост социальной напряженности на предприятии.
К концу 2015 года около 500 работников завода уже находились в простое. Инвестиционные проекты на предприятии отменены, урезаны даже затраты на плановых производственных ремонтах. Для любого предприятия безостановочного цикла экономия на ППР означает только одно: будут замораживать цеха. Следовательно, отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска, либо на 2/3 ставки и сокращённый рабочий день.
С 1 января текущего года приостановили индексацию тарифных ставок и окладов. В качестве утешительного бонуса работники должны были получить по итогам 2015 года вознаграждение в сумме аж 7 тысяч рублей, а в текущем году – премии в 1 тысячу к Дню металлурга. Но даже эти урезанные добавки увидели далеко не все. Вдобавок, работникам прекратили выдавать путёвки на отдых, сохранили только детские льготные места.
На предприятии объявлена неполная рабочая неделя – четырёхдневка для административного персонала. Рабочие же довольствуются трёхдневным графиком при 2/3 оклада. Оклад на ЗСМК – это 30 тысяч рублей при средней зарплате ещё год назад в 42 тысячи. Простои, как гарантирует руководство, будут оплачиваться в размере 2/3 заработка, но не меньше 21 тысячи рублей в месяц. Очень хитрая арифметика усаживает всех работников замораживаемых цехов строго на указанную сумму. Ведь 2/3 оклада почти ни у кого из цеховиков не превышает пороговой величины. Есть ещё одна тонкость: работодатель, как правило, в таких случаях не склонен становиться добрым самаритянином и выплачивает работникам вознаграждение в пределах примерно трехмесячного срока. Потом обычно следует запуск цеха или перемещение внутри предприятия. Недолгая работа – и снова на 2/3 оклада.
Ранее проводившаяся практика компенсации за питание в размере 200 рублей на смену сменяется тарифом в 5,5 рублей за час работы. Набор новых сотрудников вообще прекращён. Производственная практика, о которой пресс-служба Evraz так много и с упоением рассказывала в предыдущие годы, свёрнута. Повышение разрядов отменено, что и понятно – иначе пришлось бы платить по повышенной ставке. Вместе с тем работники управления в Новокузнецке пользуются прежними льготами. Схемы по уводу продукции со склада «налево» реализуются со всё большим размахом.
Нынешние неприятности этот «вертикально ориентированный» холдинг спешит объяснить всё той же конъюнктурой рынка. По мнению менеджеров Evraz цена на металл упала на мировых рынках на 30%. При этом реальная яма составляет не более 20%, но рабочие всё равно не будут перепроверять, так что для фона сгодится. Куда больше истины в цифрах упавшего спроса от строительной отрасли. «До 40% внутреннего спроса на сталь в России генерирует строительный сектор, который сегодня в стагнации», – говорится во вчерашнем сообщении пресс-службы Evraz. Примерно то же самое пиарщики холдинга сообщают и о прочих потребителях металлопроката на внутреннем рынке.
Страна в кризисе, это совершенно очевидно. И проблемы металлургов ещё не самые тяжелые, ведь их пока никто не отправляет за ворота, в отличие от обслуживающих ЗСМК шахтеров. Тем не менее, стоит отметить, что предприятия Evraz оказались неожиданным генератором социального беспокойства. В своё время, в отличие от Уралвагонзавода, ЗСМК не поставлял никаких виртуальных «мужиков» ни на какие болотные. Настроение новокузнечан, пока бушевали твиттерные революции и доходило до потасовок в центре столицы, было ровным, чтобы не сказать – равнодушным. Однако теперь всё изменилось.
Перед лицом надвинувшихся проблем элементарного выживания профсоюз ЗСМК оказался вынужден принять от инициативной рабочей группы список требований. Он включает в себя, помимо гарантий по оплате (21 тысяча рублей) и пятикратной компенсации по средней зарплате при сокращении, также пункт о создании антикризисной комиссии. Последнее положение, мало говорящее стороннему наблюдателю, для производственника очень важно. Такая комиссия является мостиком между рабочим коллективом и местным муниципалитетом (и органами исполнительной власти, включая прокуратуру). Следовательно, проблема зашла так далеко, что готовятся к полюбовным соглашениям между коллективом, собственниками и властями. Обычно такое случается в предагональной стадии. Правда, менеджмент ЗСМК даже и не скрывает, что убытки растут, а 2016-й может стать «критическим» в жизни предприятия.
Незадолго до Нового года за ворота отправились почти 800 рабочих. Оставшиеся – это практически все основные добытчики Новокузнецка. При полумиллионном населении этот моногород практически все средства черпает из ЗСМК. Остановка завода-гиганта поставит Новокузнецк на грань выживания. Уже поступают первые тревожные сигналы о росте преступности в этом уголке Кузбасса. Уже отмечены первые самоубийцы из числа безработных металлургов.
Но власти РФ, словно заигравшиеся дети, продолжают раскладывать бисер своих хитрых комбинаций по обходу Минских соглашений. То, что санкции не снимут (потому что Минские соглашения невозможно соблюсти, не сливая т. н. «Новороссию»), уже давно очевидно. Но ветшающая парадигма жирных нефтяных лет, похоже, ещё смущает своим призраком царственные умы. Переживут ли эту властную придурь простые рабочие? И не решат ли они действовать по-своему?
Никос Кессиди, специально для «В кризис.ру»