фид1Украины не хватило, Сирии тоже. Третий фронт собираются, похоже, открыть в южнотихоокеанской акватории. На острова Фиджи доставлен из РФ секретный военный груз. Где закон, там и преступление, где оружие, там и война. Янукович уже в изгнании, Асад ещё держится. Теперь вопрос о новом союзнике – Фрэнке Мбаинимараме.

Три года назад визит Сергея Лаврова на Фиджи произвёл заметный дипломатический резонанс. Комментаторы, особенно англоязычные, с тревогой отмечали сближение Сувы с Москвой. Объяснялось оно российской «дипломатией чековой книжки» (тогда на то были большие возможности). Ожидалось признание фиджийскими властями Абхазии и Южной Осетии. Этого не произошло. Но военное правительство Фрэнка Мбаинимарамы стало восприниматься как союзное путинскому Кремлю. Кстати, утвердилось оно в результате государственного переворота в 5–6 декабря 2006 года. МИД РФ в последнее время призывает не признавать такие власти, бойкотировать такие государства. Однако для режима Мбаинимарамы делается исключение.

Социальная близость тут несомненна. На Фиджи правят силовики. Главные титулы нацлидера – коммодор и главнокомандующий. К власти группа Мбаинимарамы шла в 2006-м под лозунгами возрождения древних фиджийских традиций – от чего местных индийцев, да и многих христиан бросало то в жар, то в холод. И конечно, требовала наведения порядка, укрепления авторитета власти, короче, отстраивания вертикали. Опирающейся на вооружённые силы.

фид3Именно государственный авторитаризм, военно-чиновное правление, а не меланезийский этнонационализм, стал стержнем новой фиджийской государственности. Фиджийская традиция в понимании режима – это власть вождей. Если индиец её признаёт, безопасность ему обеспечат. Но если её не признаёт чистокровный меланезиец, пусть пеняет на себя, будет хуже, чем индийцу. Этот подход составляет предмет особой гордости властей. «Фиджи начинала свой путь молодой нации на довольно зыбком фундаменте. «Демократия» отмечалась разногласиями, соперничеством, политическими гонками. Но фиджийцы не позволили разделить общую национальную идентичность», – заявлял Мбаинимарама на Генассамблее ООН.

Разумеется, было объявлено «вставание с колен». С Госдепом тут сложнее, поскольку Мбаинимарама много лет сотрудничал с американским генералом Брауном. Но врагом назначена прежде всего Австралия. Внедряет чуждые фиджийским островитянам англосаксонские ценности, пристаёт с правами человека, покушается на суверенитет – всё по обычному списку.

54dd2df7400f8f50a106400a8ec36172_i-307Замечено, что силовые, партократические, коррупционные группировки в разных странах – от Никарагуа до Зимбабве, от Фиджи до России – очень заботятся о суверенитете, особенно в противостоянии англосаксам. Но суверенитет имеется в виду не столько наций, сколько правящих режимов. Дабы никто не покушался на суверенное право местного сюзерена что угодно делать с подданным. Права человека (по фамилии Ортега, Мугабе, Мбаинимарама или Путин) этот человек защитит сам.

Естественно, на Фиджи возник свой «дальнобойный платон». Подобные режимы не могут похвастаться социально-экономическими достижениями. Разве что при большой удаче с мировой конъюнктурой, чего в данном случае не случилось. Пришлось решать проблемы иначе. В сентябре 2011 года тогдашний президент Эпели Наилатикау – должность главы государства на Фиджи церемониальна, для озвучивания решений премьера Мбаинимарамы – издал указ «Об основах национальной промышленности». Все профсоюзы подлежали перерегистрации, отменялись коллективные договоры, запрещались забастовки, трудовые отношения выводились из-под судебной юрисдикции и оставались на усмотрение работодателя и правительства.

фид5Для фиджийских профсоюзов, воспитанных в традиции британских тред-юнионов, это было беспределом. Ответом на их возражения стали аресты. За решёткой оказались лидеры Фиджийского конгресса тред-юнионов Дэниэль Юраи и Феликс Энтони. Первый протест прозвучал от лидера австралийских профсоюзов Джерардины Кирни: «Мы слышали о преследованиях, избиениях, издевательствах. Это очень серьёзно». Тут правительство Мбаинимарамы как раз и вспомнило, что Австралия – исторический враг Фиджи (как Турция – России). А вскоре последовал визит Лаврова в Суву.

Так что всё довольно просто. И нет причин удивляться двум десяткам контейнеров, поступившим из РФ для фиджийских вооружённых сил. Просто люди друг друга понимают.

Но другие люди, тоже фиджийские, требуют объяснений. Что и для чего привезено? Контр-адмирал Наупото, заместитель и ближайший сподвижник коммодора Мбаинимарамы говорит о стрелковом оружии для миротворческих сил в горячих точках. Но известно, что в феврале на Фиджи прибудут российские военные инструкторы. «Фиджийские военные не нуждаются в том, чтобы русские учили их стрелять из пистолета-пулемёта», – говорит директор новозеландского аналитического центра Пол Бьюкенен. Значит, оружие не только стрелковое? Высказываются предположения об артиллерии, о боевом вертолёте. Для чего это Фиджи, притом сейчас? И тут возникает версия, привлекающая особое внимание: НЛД, «оружие нелетального действия». Попросту говоря, спецсредства. Нужные не для защиты границ, а для разгонов граждан.

Ждёт ли Фиджи своего Майдана? Это, видимо, скоро прояснится. Содержимое доставленных контейнеров обещано предъявить в будущем месяце.

Роман Шанга, специально для «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *