Массовая драка на Хованском кладбище могла стать частным инцидентом. Но стала неким знаком беды. Жизнь ещё раз продемонстрировала, чего стоят разговоры о стабильности. В стране, где средь бела дня сотни людей сходятся стенка на стенку и ведут боевой огонь на поражение. «Спор хозяйствующих субъектов»…
Всё началось в субботу 14 мая, вскоре после полудня. Версий звучит несколько. Основная такова. На работников, нанятых родственниками для ухода за могилами в обход кладбищенской администрации, напали несколько вооружённых групп. Ситуация осложняется тем, что нападавшие были кавказцами (чеченцы, дагестанцы), тогда как оборонялись выходцы из Средней Азии (таджики, узбеки). Кладбищенские доходы любого характера поделены заранее, нарушения строго караются.
Охрана кладбища, опять-таки состоящая из представителей северокавказских республик, пыталась выдворить с территории среднеазиатских гастарбайтеров. Те скрывались по соседним стройкам от очередного рейда ФМС. Данные о количестве участников побоища противоречивы, называют от 200 до 400 человек.
Среднеазиаты оказали активное сопротивление, применив арматуру и строительный инвентарь. Пошло в ход и боевое оружие. Итог – 3 убитых, 25 раненых, около 100 задержанных.
Кто в кого стрелял, должно показать расследование уголовного дела, возбужденного СК РФ по статьям «убийство двух и более лиц», «незаконное приобретение и хранение оружия» и «хулиганство». Снят с должности заведующий Хованским кладбищем Юрий Чабуев. Не исключено, что и он будет привлечён к угловной ответственности. Равно как уже бывший сотрудник хамовнической ППС Никита Мошенко. Проверка всех 78 московских кладбищ и вообще ритуального бизнеса – само собой.
Для начала поймём важную вещь. В исторических и религиозных традициях России память об ушедших занимает важное место. Родительскую субботу, например, никто не отменял. Однако понятно, что за один день в году родную могилу привести в порядок затруднительно. А если – не одну? Здесь и нужны помощники, которые за долю малую присмотрят за захоронением.
Хованское кладбище считается одним из крупнейших в РФ (более 197 га, свыше миллиона могил). Территория Новой Москвы, но буквально в двух шагах от Москвы старой. Есть могилы и известных деятелей, но в основном здесь похоронены люди простые. Словом, есть где развернуться представителям кладбищенского бизнеса. В том числе… неофициального.
За этот труд брались в основном приезжие. Которых ежегодно в нашей стране до 10 млн, и желательно с билетом в один конец. Очевидно, что кое-кого из работодателей, как частных, так и государственных, устраивает «чёрный труд» бесправных людей. Тем более в таких сферах, как ритуальные услуги, где и лица славянской национальности проявляются очень по разному.
Это – данность, с которой не справится никакая полиция. Между прочим, первые отряды силовиков прибыли на Хованское кладбище спустя лишь 40 минут после начала битвы. Говорят и о полутора часах. Хотя информация о напряжённости поступала заранее. Более того – полицейские патрули охраняли кладбище вплоть до утра 14 мая. А потом внезапно исчезли. Это же не одиночные пикеты оппозиции, экстремизма тут государство не усматривает.
Зашли разговоры об «агрессивности приезжих» в отношении посетителей и даже администрации кладбища. Возможно. Порядка 40 приезжих азиатов-нелегалов собрались срочно, ещё до окончания расследования, депортировать на историческую родину. Именно об этом и говорится прежде всего. При том, что сами следователи утверждают: межнационального подтекста в событиях не было. Исключительно финансовый. Которого оказалось достаточно.
Скандал вышел на государственный уровень. В Совете Федерации уже обсуждается вопрос о введении визового режима в отношении граждан Таджикистана и Узбекистана. Как обычно, с дрожащим металлом в голосе: «угрожают основам безопасности РФ!» Порой речь заходит о кардинальном пересмотре отечественного миграционного законодательства. В общем, для махинаторов в данной сфере близятся золотые деньки.
За кем в таких делах последнее слово, хорошо известно. Какие силы брошены на укрепление социально близких Кремлю режимов в Ташкенте и Душанбе, известно не хуже. Так стоит ли ждать перемен? Наверное, в зависимости от того, сколь важная персона попадёт под раздачу на очередной Хованщине.
Николай Кольский, «В кризис.ру»