Триумфальные заявления официозных экономистов о «достигнутом дне» давно пополнили перечень самых коротких анекдотов. Институт «Центр развития» Высшей школы экономики хранит серьёзную репутацию. Там анализ более сдержан. Без победных реляций. С пониманием того, что снизу всегда могут постучать. Поэтому обнародованный сегодня доклад «Центра развития» вызвал особый интерес экспертов. Несмотря на довольно очевидный вывод: сжатие продолжается, спуск далеко не окончен.
Постепенно закрепляется экономический термин «новая нормальность». Это словосочетание обозначает фоновый режим российского хозяйства, заданный политическими событиями 2014 года. Санкции. Контрсанкции. Иссякание внешних инвестиций. Ускоренное бегство капиталов. Ужесточение госрегулирования, подавляющее деловую активность. Обременение милитаризацией и секьюритизацией. И всё это на фоне необратимо упавших мировых цен на нефть. Как говорится, «ну, нормально». Хотя не очень-то всё это внове. Начало 1980-х, если кто помнит. Самая предперестройка.
Авторы доклада детально рассматривают ход рецессии за минувшие полгода. Начинают с того, что называют вещи своими именами: рецессией, т.е. спадом. Не обвальным, не катастрофическим, но обретающим хронический характер. Начинался-то он давно, ещё до реакции на украинские события модель исчерпала себя. А уж «госантимайдан» задал мощное ускорение вниз.
В общем, рецессия есть рецессия. А не «коррекция», как утешают себя аналитики, обслуживающие власть.
Итак, экономика уже «приспосабливается к новой нормальности». Особого позитива в этом нет. После опыта такой «нормы» к норме настоящей привыкаешь не сразу, а это само по себе обещает потери на выходе. Но пока вопрос не о том. Экономика продолжает сокращаться в объёмах. Эта тенденция охватила все секторы, кроме оптовых продаж. Наибольшее падение – 10% – за январь-июнь достигнуто в строительстве. Сжатие промышленного производства гораздо меньшее – всего 0,1%. Торможение спада создано ослаблением рубля, оборотной стороной которого является повышение торговой конкурентоспособности российских товаров. Но и этот сомнительный выигрыш сведён на нет сокращением внутрироссийского потребления из-за снижения доходов.
Аналитики Bloomberg делают упор на как бы стратегическую сторону. И констатируют: плана экономического восстановления (а вопрос в результате геополитических достижений приходится ставить так) в Кремле нет. Державные расширения, борьба с «цветными революциями», собирание под себя обломков бывшей «мировой системы соцориентации» (в этом суть вмешательства в сирийскую войну), игры с британскими референдумами, американскими выборами, германскими беспорядками – поглощают все наличные силы. Встаёт жёсткий выбор: либо оживлять экономику, либо культивировать отстроенную за полтора десятка лет систему власти (внешнеполитические рывки в конечном счёте преследуют ту же сугубо внутреннюю цель). Эти задачи несовместимы. Разве что резкий подъём нефтецен, но такого чуда из чудес не ждут даже на RT, бывшем Russia Today.
Единственное, к чему прибегает властная верхушка – попытки хотя бы упорядочить системную коррупцию, пресечь откровенное разграбление бюджетных средств. Сейчас не «тучные нулевые». Тогда на любые освоительные художества можно было смотреть сквозь пальцы, поскольку хватало на всех. Это время ушло, и разветвлённая система карательных органов неуклюже перестраивается на слежение за «социально близкими». Погромы в СК и ФТС, отставка (заметим – не более) Андрея Бельянинова – эти эпизоды демонстрируют масштаб и сложность задач, поставленных перед генерал-лейтенантом Сергеем Королёвым (бывший советник министра обороны Анатолия Сердюкова и куратор ГРУ). Который 8 июля был назначен начальником Службы экономической безопасности ФСБ.
Вариант тотально-мобилизационного режима до сих пор проходил стороной. В правящем классе другие финансовые привычки. В этой сфере с высочайшего одобрения продолжает цвести разнузданный либерализм. До такой степени, что несколько шокируется и придерживаемая наготове либеральная команда Алексея Кудрина. А вот призывы ослабить госконтроль, подсократить госкомпании и урезать бюджетный дефицит, дабы подавить инфляцию пропадают втуне. Здесь затрагивается уже не экономика, а неприкосновенные властные скрепы. «Мандат дан Кудрину, но пока он ничего не стоит», – со всей откровенностью прокомментировал бывший заместитель министра финансов Олег Вьюгин.
Тем временем совет директоров Центробанка РФ прекращает публикацию сведений о банковском проценте по вкладам физлиц в рублях, долларах и евро. Сегодня вступили в силу изменения ГК РФ, согласно которым взыскиваемые проценты определяются ключевой ставкой ЦБ. Её нынешний размер – 10,5% годовых. Централизация пробивает дорогу и здесь.
Ну и заодно с завтрашнего дня законодательно урезаются отпуски госслужащих. Теперь вместо 35 дней на отдых оставлены 30. Дополнительные отпуска будут начисляться по стажу: от года до пяти – 1 день, от пяти до десяти лет – 5 дней, от десяти до пятнадцати лет – 7 дней, кто больше – 10 дней. За образец берётся отпускной регламент МВД: «больше служишь – больше льгот». В конце концов, это не адский напряг американских миллионеров, работающих пять дней в неделю по 16 часов, в субботу – 8 и в воскресенье – 4.
Виктор Фролинский, специально для «В кризис.ру»