26 марта – дата для нашей страны серьёзная. 1989-й – выборы Первого Съезда народных депутатов СССР, запустившие демонтаж коммунистической партократии. 2000-й – первое избрание президентом Владимира Путина, номенклатурный реванш. И вот, 2017-й – беспрецедентные за много лет массовые протесты. И уже не с просьбами «верните мне мой голос». Питер, вспомнивший Февраль 1917-го, гремел: «Долой воров! Долой царя! Революция!» На следующее утро, сегодня, у Смольного загорелся автомобиль, гружёный автопокрышками – началась общенациональная стачка водителей-дальнобойщиков. От Северной столицы не отстают другие города России.

Митинги и демонстрации прокатились по всей стране, буквально от моря до моря. Акции состоялись даже в Крыму. Выступления зафиксированы в 82 городах. Призыв выйти на улицы с протестом против коррупции бросил Алексей Навальный. Поводом послужил подготовленный его Фондом разоблачительный фильм о роскошествах премьера Медведева. Хотя эта фигура мало кого волнует. Разве что пригодилось для речёвок детское имя путинского напарника: «Димон, не прячься за ОМОН!»

Но основные лозунги звучали иначе: «Россия без коррупции!», «Россия без Путина!», «Россия будет свободной!» Затрагивалась, казалась бы другая, но неотрывная тема: «Нет войне!» Связь державной геополитики, карательного произвола, чиновной коррупции, экономического гниения и социального обнищания вполне осознаётся. Даже если её не объяснять.

Грозно звучало «Банду под суд!» (кое-кто кричал иначе: «Под нож!») Отдельные сплочённые группы сторонников Вячеслава Мальцева скандировали «Артподготовка! Пять-одиннадцать-семнадцать!» Петербургские комментаторы, побывавшие в середине дня на Невском, бесстрастно констатировали: «Улица перешла во власть толпы». И отмечали «не только политическую, но и физическую» активность демонстрантов: «Кто бы сунулся – мало не покажется». Пять «послеболотных» лет, особенно три года государственного культа войны, насилия, жестокости и травли сделали своё дело. Общество усвоило новые порядки и нравы. Испарилось легкомыслие и дружелюбие «креативного протеста» 2011—2012 годов. Совершенно другими стали лица и слова.

Общая численность протестовавших 26 марта неясна. Иногда говорится о 100 тысячах, но это представляется некоторым преувеличением. Однако тысяч 30—50 были наверняка. Наибольшую численность, естественно, показали самые населённые города – обе столицы. В Москве вышли около 15 тысяч (по официальным данным – 8 тысяч), в Петербурге – 10 тысяч (официальные данные варьируется от 3 до 5 тысяч). От нескольких сотен до нескольких тысяч выходили во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Кургане, Ижевске, Воронеже, Тамбове, Самаре, Пскове… Везде производились задержания. Особенно жёстко полиция действовала в Москве, где задержанных набралось до тысячи. Символично, что именно там заведено дело по факту нападения на полицейского. В Петербурге один из задержанных прямо из отдела отправлен в больницу.

Кстати, надо отметить: в Северной столице правоохранители проявляли бросающуюся в глаза сдержанность. Их поведение на Марсовом поле и на Дворцовой площади разительно отличалось от полицейских атак на Пушкинской в Москве. Несколько раз питерская полиция и Росгвардия выстраивались в боевой строй, но каждый раз отступали перед численностью и решительностью протестующих. Впоследствии неназванный источник в звании полковника сообщил, что они просто пожалели молодёжь. Пусть так. Но отчего-то через пару часов жалеть перестали. Когда молодёжи стало на два порядка меньше.

Характерно, что агрессивные обычно НОДовцы уговаривали «уважаемых сторонников Алексея Анатольевича» присоединиться к ним и «вместе бороться с коррупцией». Впрочем, этих уговоров никто не слышал. Горстка участников разрешённого на Марсовом поле пропутинского митинга утонула в массе антиправительственных манифестантов. Никто даже не озаботился считать, сколько было НОДовцев – двадцать или восемьдесят.

Только к концу дня, на площади Восстания, куда дошли уже сравнительно немногие из демонстрантов, власти руками ОМОНа отыгрались за пережитый дискомфорт. В отделах оказались около 130 человек. Ближе к ночи полиция посетила на дому лидера местного отделения Партии прогресса (лидер – Алексей Навальный) Полину Костылёву и — с чего бы? — организатора прогулок «Новой оппозиции» Александра Расторгуева. Сам Навальный получил в Москве 15 суток по стандартному обвинению в «неповиновении полиции». Запускаются стандартные процедуры судов и защит, которые на этот раз коснутся сотен людей.

Государственное ТВ полностью игнорировало вчера происходящее в стране, рассказывая о тяжких проблемах Европы. Но верховные власти отреагировали уже дважды. Дмитрий Медведев описал в Instagram, как катался вчера на лыжах. Другой «Димон»  – Песков – высказался в том плане, что Кремль одобряет и поддерживает выражение гражданской позиции и даже примет меры в борьбе с коррупцией. Но считает недопустимым «нарушение формата» – проведение акций в неположенных местах. И накажет за это. Дальше он в своём фирменном стиле не мог обойтись без очередного анекдота – мол, школьникам (их «повязали» на редкость много) обещали какие-то награды. Отличные оценки, наверное. От Навального собственноручно.

Короче говоря, до властей пока не дошло. До них вообще редко доходит вовремя. Вот, хотя бы показательное упоминание о школьниках. Ведь вчерашние акции поразили преобладанием молодёжи. Про которую годами думали, будто она либо начисто безыдейна и деполитизирована, либо фанатеет от крути Путина. Цена этой аналитике выяснилась вчера вполне. Тут уместно вспомнить румынскую аналогию 1989 года: «Чаушеску свергли те, кому он приказал появиться на свет». Ребята и девчата, не видевшие в сознательной жизни ничего, кроме нынешнего режима, особенно тянутся в иное будущее. Что может быть естественнее.

Сегодня на их место заступили вполне взрослые мужики. Политический протест дополнился социальным. Началась всероссийская стачка водителей большегрузных дальнетранспортных автомобилей. Дальнобойщики вновь требуют отмены поборов по системе «Платон», которые для краткости именуют «ротенберговскими». Определённое действие возымела сама угроза водительской забастовки: 21 марта всё тот же Медведев (не Путину же этим заниматься) заявил о повышении тарифа «всего» на 25% – вместо запланированного удвоения. С 15 апреля платить предстоит 1 рубль 91 копейку за километр пути. А не 3 рубля 6 копеек, как оно намечалось.

Такая щедрая уступка почему-то не вызвала благодарности. Сегодня с утра десятки фур частных транспортных фирм неподвижно встали на разных трассах России. Около здания администрации Санкт-Петербурга был символически подожжён автомобиль с автопокрышками – намёк, соединяющий две тенденции, расшифровки не требует. Среди требований бастующего профсоюза отмена не только «Платона», но и ряда репрессивных законов. А также отставка правительства. Что чётко перекликается с лозунгами вчерашних выступлений. Представители Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин и Михаил Курбатов предупредили, что в акции под лозунгом «Так жить нельзя!» примут участие 10 тысяч дальнобойщиков.

В результате накануне стачки Бажутина лишили прав. Узнал он об этом, уже направляясь на Московское шоссе к месту сбора дальнобойщиков. И естественно за «езду без прав» был тут же остановлен бдительными сотрудниками ГИБДД и препровождён в суд. Где ему предусмотрено наказание 15 суток ареста. «Никаких квитанций документов о соответствующем решении ему не приходило. Просто с утра его остановил наряд, в базах он числится лишенным прав на полтора года. Но это решение сейчас оспаривается в Приморском районном суде», – рассказал один из лидеров петербургского отделения ОПР Сергей Владимиров.

Арест Бажутина началу стачки не помешал. Более того, именно сегодня заработал подзабытый принцип солидарности трудящихся. О поддержке требований дальнобойщиков заявило фермерское движение «Сельсовет». В Петербурге совместное  заявление солидарности приняли два независимых профсоюза водителей такси. «Мы знаем, как нелегко достаётся копейка, заработанная за рулём автомобиля, будь то большегруз или городское такси, – сказано в заявлении. – Дальнобойщики борются не только за себя. Их борьба – это борьба за права всех трудящихся. Когда мы поднимемся выразить свой справедливый гнев, который постепенно становится всеобщим, они проявят солидарность с нами». Таксисты привезли дальнобойщикам продуктов и сигарет, приняли участие в первом дне стачечного стояния, пообещали дальнейшую поддержку. В Петербурге они распространяют листовку с призывом ко всем транспортникам города поддержать дальнобойщиков.

Государственная власть отреагировала косвенно, но довольно внятно. Именно на сегодняшний день приходится День Росгвардии. На торжественном заседании по этому поводу выступил президент Путин. Похвалив гвардейцев за уровень подготовки и оснащения. И поставив задачу пресекать попытки дестабилизации. С чего бы оно и к чему бы так?..

«Начинаются новые дни, и Отчизна снимается с мели» – написал поэт Дмитрий Быков ещё в августе 2015-го. Многие ему тогда не поверили. Зря.

Анатолий Кружевицын, «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *