Сирийский конфликт перешёл в новую фазу и движется по нарастающей. Президент США Дональд Трамп «сжёг всё, чему поклонялся»: вместо демонстративного выхода из сирийской игры – активное ракетное вмешательство. США не исключают новых военных операций против сирийских правительственных сил в случае продолжения химических атак. Впрочем, Пентагон не торопится выдавать свои планы в отношении Дамаска. После американского удара «Томагавками» правила игры изменились. Режим Башара Асада получил чёткий сигнал: за военные преступления придётся отвечать.
Напомним, что массированный удар по расположенной в западносирийской провинции Хомс военной базе был нанесён в ночь с четверга на пятницу. С американских боевых кораблей в Средиземном море по базе сирийских ВВС были выпущены 59 ракет «Томагавк». Белый дом заявляет, что атака была предпринята в ответ на использование правительственными силами САР химического оружия в провинции Идлиб. Жертвами химатаки стали, по меньшей мере, 100 человек.
Между тем, офицер управления сирийской базы Шайрат Сулейман Махмуд заявил, что ракетный удар нарушил функционирование только на несколько часов и уничтожил в основном старые самолёты. «В результате обстрела значительных потерь мы не понесли. Через считанные часы боеспособность базы была восстановлена. В результате атаки главным образом пострадали старые самолеты, которые должны были быть списаны и утилизированы, а также ремонтируемая техника», — цитируют СМИ его слова.
Посол САР в РФ Рияд Хаддад выступил с заявлением в том плане, что официальный Дамаск не станет принимать решение об ответных мерах без координации с Москвой. Ставки в игре повышаются: Москва обвиняет Вашингтон в агрессии, Дамаск, по сути, отмалчивается. Российские военные заявляют о необходимости укрепить ПВО Сирии. Но, мнению ряда экспертов, возможности противоракетных комплексов РФ весьма ограничены. Хвалёные С-300, даже при стопроцентной эффективности, не отразили бы такую атаку. Сейчас военно-политическая ситуация в регионе явно не в пользу Москвы.
Заявление президента Трампа последовало после удара. Администрация США подтвердила, что полёт «Томагавков» явился ответом на применение химического оружия против мирного населения. Прозвучали и беспрецедентные в «послеобамовские» времена обвинения в адрес Москвы: «Россия вводит в заблуждение мировое сообщество и продолжает поддерживать режим Асада и его сторонников, как это произошло после нападения на конвой ООН в северной части Алеппо в сентябре прошлого года, и после применения химического оружия в Гуте в 2013 году, и после каждого злодеяния, осуществленного сирийским режимом».
МИД РФ ответил собственным гневным заявлением: «Не удосужившись ни в чем разобраться, США пошли на демонстрацию силы. США не первый раз демонстрируют подобный бездумный подход, который лишь усугубляет имеющиеся в мире проблемы и создает угрозу международной безопасности». Позиция выдержана в прежнем духе поддержки Асада, и ничего кроме «разобраться» в общем не содержала.
Ни о каком военном ответе со стороны ослабленной сирийской армии речи не идёт. Одно дело угрожать ракетными обстрелами израильским городам, другое – вступать в открытое противостояние со сверхдержавой.
Израиль тем временем заявляет о безоговорочной поддержке действий США. В то же время, существует опасность асимметричного ответа со стороны Дамаска, который может использовать против Израиля, как ближайшего союзника Соединённых Штатов, ливанскую террористическую группировку «Хизбалла». Тем более что ВВС ЦАХАЛа неоднократно наносили удары по военным базам Сирии.
Вашингтон возлагает всю ответственность за эскалацию конфликта на режим Асада. Дамаск прибегает к различным уловкам. Основные вопросы, стоящие на повестке дня, не изменились. Но разница в том, что президент Обама лишь чертил «красные линии», тогда как президент Трамп сходу наносит удар. Не заботясь о соответствии политики его же изоляционистской идеологии.
Юрий Сосинский-Семихат, специально для «В кризис.ру»