Некоторые историки утверждают, будто на самом деле знаменитая фраза Ульянова-Ленина звучала так: «Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Если это правда, то последние события подтверждают правоту классика.
Давно подмечено: если власти РФ решили выпятить какую-то дату или период времени – жди беды. Например, год российского кино, помимо сразу двух фильмов о героях-панфиловцах («Последний рубеж» и «28 панфиловцев») отмечен скандалом вокруг «золотой коллекции «Ленфильма». Не вдаваясь глубоко в киноисторию, просто отметим – за годы своего существования эта киностудия выдала немало настоящих народных фильмов – от «Чапаева» и «Полосатого рейса» до «Гения» и «Особенностей национальной охоты». Казалось бы, само собой разумеется, что продукция «Ленфильма» является его собственностью. Но у нас просто ничего не бывает.
Как сейчас выясняется, характерная для 1990-х и начала 2000-х приватизация, коснувшись киностудии, оставила после себя ряд вопросов. Главный из них – ОАО «Ленфильм», приватизированный в 2003 году, не оказалось правопреемником одноимённой советской студии. Эта структура была выделена из общего ядра. Частная же компания по закону не имеет права владеть такими фондами. Потому было создано ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, и коллекция перешла к ФГУП «Объединённая государственная киноколлекция». А позже стала собственностью Госфильмофонда РФ. При этом факт, что государство является единственным акционером «Ленфильма», не играет никакой роли. Буквальная цитата одного из киночиновников – «настоящим «Ленфильмом» является сам Госфильмофонд».
Теперь представляем ситуацию в целом. Есть частная киностудия, обладающая весьма незначительными ресурсами. Даже на её реконструкцию 1,5 млрд рублей сроком на 10 лет выделил банк ВТБ. С другой стороны, есть Госфильмофонд, который получает 70% выручки с продажи прав на ленты киностудии. Самый, казалось бы, приемлемый вариант – договорить фразу до конца. То есть, отдать «Ленфильму» права на «золотую коллекцию». Поддержать этот несчастный средний кинобизнес – на более весомый статус «Ленфильм» пока не тянет.
Дальше схема должна заработать сама собой – через предоставление фильмов к показу телеканалами и, возможно, даже кинотеатрами. Специалисты подсчитали: возвращение имущественных прав на ленты советского периода может принести киностудии более 200 млн рублей ежегодного дохода. А там, глядишь, появятся новые шедевры. Иначе зачем вся эта суета?
Конечно, государство лишится этой весьма скромной прибыли, но зато оно сбросит с себя и массу финансовых обязательств. Конечно, придётся чем-то и пожертвовать. В первую очередь госправом на владение старыми фильмами. Кроме того, ранее в России не было прецедентов передачи авторских прав на старые кинокартины. Ну так с этим проблем возникнуть не должно. Госдума умеет молниеносно принимать и не такие законы.
Однако когда в сентябре 2014 года Минкульт обратился с соответствующей просьбой в Госфильмофонд РФ, то получил отказ. Обоснование содержится в ответе директора Госфильмофонда Николая Бородачёва министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Стоит вслушаться в эти формулировки. По вескому мнению чиновника, открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несёт никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам». Так мы узнали, против кого выступали Олег Басилашвили, Александр Сокуров, Алексей Герман, Сергей Сельянов, Светлана Кармалита и другие мастера, которые ратовали за возвращение «золотой коллекции» «Ленфильму.
Юристы тем временем предлагают киностудии изменить форму собственности. Самонационализироваться, что ли?
Сейчас наступает вторая часть марлезонского балета. Министр Мединский написал новое письмо с просьбой вернуть «Ленфильму» права на ленты, которые были сняты на киностудии до 2002 года. На этот раз – премьеру Дмитрию Медведеву. Однако государство – на этот раз в лице Росимущества – снова отказало. Специалисты теряются в догадках, причём здесь Росимущество? Его компетенция – например, увеличение уставного капитала. Правами же на «золотую коллекцию» распоряжается правительство. Оно и должно принимать решения.
Тем временем свой ресурс пытается подключить и председатель совета директоров киностудии «Ленфильма» Фёдор Бондарчук. Как сказал старик из «Не бойся, я с тобой»: «Какая интересная у людей жизнь!»
С цирками тоже не всё ладно. В том числе и с Большим Петербургским цирком. Он же – цирк на Фонтанке. Он же – цирк Чинизелли.
Оставим в покое длинную череду смен его руководителей. Там бывали забавные эксцессы, но в них можно запутаться. Поэтому – о главном. Тем более, что обе ситуации сходны. Тут и там государство в лице своих представителей отметилось тяжёлой рукой.
Впрочем, в цирке всё проще и честнее. Есть концерн Росгосцирк. В его ведении находятся четыре десятка провинциальных цирков. В большинстве своём – тотально убыточных. Соответственно, убытки самого Росгосцирка исчисляются сотнями млн рублей.
Особняком стоят два цирка. Московский, что на проспекте Вернадского, и петербургский, что на Фонтанке. Оставаясь федеральными учреждениями, они заслужили своё право самостоятельно выстраивать репертуарную политику. Однако Росгосцирк решил ситуацию поправить и забрать их себе. В качестве пробного шара использован цирк из второй столицы. Вариант предполагается такой – влившись в систему Росгосцирка, площадка на Фонтанке станет отдавать ему всю прибыль, которая затем будет равномерно размазываться по остальным филиалам.
Идея принадлежит всё тому же Минкульту в лице Владимира Мединского. Здесь тоже интересно обоснование. Оно есть в открытых источниках. Вот что сказал министр Мединский на заседании коллегии министерства: «Государство провело полную реконструкцию цирка, затратило на это существенные бюджетные средства, сменило там руководство, и теперь цирк – процветающее предприятие, хорошая прокатная площадка, там идут представления, и у них остатки по счетам – сотни миллионов рублей». (Если точнее, более 800 млн – Ред.). Так что теперь питерский цирк должен вложенные средства отрабатывать: стать буксиром и тянуть на себе всю убыточную структуру Росгосцирка… После затраты огромных федеральных средств, после превращения плохого учреждения в замечательное вы предлагаете всё оставить как есть? То есть пусть дальше глубинка разваливается? А петербургский цирк будет сидеть и деньги на депозиты складывать (С момента открытия после реконструкции в декабре 2015 года цирк на Фонтанке заработал 200 млн рублей –Ред.)? Это не государственный подход».
Значит, как бы – кто цирк ремонтирует, тот его и танцует? Хотя вообще-то здание на Фонтанке – памятник архитектуры федерального значения. Минкульту по обязанности надо поддерживать его в достойном состоянии. А убивать прибыльную структуру, чтобы кормить неприбыльные – это очень по-государственному. Этого не может понять даже новоиспечённый депутат Сергей Боярский.
Есть и еще доводы – исторические. «Всегда советская цирковая система жила за счёт того, что труппы путешествовали по кругу из цирка в цирк, а не сидели на одном месте – людям надо что-то новое показывать. А богатые столичные цирки дотировали через эту систему цирки убыточные. Вот логика присоединения», – это тоже слова Мединского. Другие люди говорят, что не существует петербургской труппы и московской труппы, существует только российская труппа. Всё делается под девизом вывода отечественной цирковой индустрии из кризиса, радикального повышения её конкурентоспособности.
Тем временем Росгосцирк подминает цирк на Фонтанке де факто – предлагает свой репертуар, требует финансовой отчётности. Старожилы волнуются. Они ожидают сокращения штатов и ужатия зарплат. Волнуется и публика. Ведь программы, которые сейчас идут в Росгосцирке, не всегда соответствуют высоким требованиям петербургской публики. Звучат альтернативные предложения – раз уж у провинциальных коллег такие проблемы, то петербуржцы, не испытывающие проблем с аншлагами, готовы скидываться в специальный фонд. В декабре 2015 года труппа цирка на Фонтанке написала письма президенту РФ Владимиру Путину и губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Директор цирка на Фонтанке Михаил Смородкин вроде как подал в отставку. Минкульт стоит на своём – петербургский цирк должен войти в систему Росгосцирка до конца 2016 года.
Тем временем Владимир Путин на недавнем совместном заседании Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку устраивает пикировки с Александром Сокуровым и рассуждает, как сделать так, чтобы и художники творили, и нравственные скрепы от их творчества не трещали по швам…
Аркадий Орлов, «В кризис.ру»